Первая в России ретроспективная выставка Захи Хадид в Государственном Эрмитаже стала одним из самых масштабных и ожидаемых арт-событий года. В гигантской экспозиции есть и проект, созданный для Баку, – Центр Гейдара Алиева.
Выставка проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного сохранять, изучать и демонстрировать произведения изобразительного искусства и архитектуры XX и XXI веков. Около 300 чертежей, фотографий, скульптур, дизайнерских объектов и макетов зданий, отобранных куратором Ксенией Малич и Патриком Шумахером, директором и главным дизайнером студии Захи Хадид в Лондоне, заполнили Николаевский зал Зимнего дворца. Выставка готовилась специально для этого зала, одного из самых парадных во дворце, причем выбрала его сама Заха Хадид. И руководство Эрмитажа легко пошло ей навстречу, помня, как в 2004 году именно в Эрмитажном театре Хадид вручили Притцкеровскую премию – самую желанную для архитектора награду.
Освоить гигантское (более 1100 квадратных метров) царственное пространство – непростая задача даже для Хадид: никогда прежде ее выставки не размещались в залах с колоннами. Риск себя оправдал. Около 300 экспонатов не только не потерялись среди золота, наборного паркета и свисающего с лепного потолка хрусталя, но, напротив, придали дворцовым деталям актуальный смысл, вдохнули в них новую жизнь.
По экспозиции можно судить о творческом пути мастера деконструктивизма и самой знаменитой женщины-архитектора. Здесь есть все ее титульные творения, начиная с экспериментальных эскизов 1980-х годов – нереализованных, ибо первое реальное здание (пожарную станцию для компании Vitra) Захе Хадид удалось построить только в начале 1990-х, – и заканчивая успешными проектами последних лет.
Среди последних – «космическое» здание оперы в Гуанчжоу, Лондонский центр водных видов спорта, изогнутые башни Signature в Дубае, музей искусства XXI века MAXXI в Риме (пока самый крупный объект, спроектированный Захой Хадид) и, конечно, Центр Гейдара Алиева в Баку – единственное здание Хадид на всем постсоветском пространстве.
Во всех ее работах, от циклопических размеров стадионов до крошечных туфелек или модели автомобиля Z-Car, ощущается явное влияние супрематистов. Детство архитектора в Ираке прошло в доме, построенном в стиле Баухаус, что многое объясняет. Заха Хадид не пытается скрыть этого влияния. Она и не думает спорить с Малевичем, предпочитая развивать и претворять в жизнь его идеи, родившиеся сто лет назад.