Фарид Расулов на V Московской биеннале
Европаллеты. Фарид Расулов

В историческом здании Трехгорной мануфактуры открылась V Московская биеннале молодого искусства. Азербайджан представил художник Фарид Расулов.

Как всегда на больших международных форумах, тема основного проекта Биеннале была сформулирована максимально расплывчато: «Глубоко внутри». Куратором стал англичанин Надим Самман – молодой (по новым правилам Биеннале, куратор, как и участники-художники, должен быть не старше 35 лет), но уже зарекомендовавший себя как автор рискованных и даже немного авантюрных проектов. Он курировал антарктический павильон на 14-й Венецианской биеннале и придумал приключение под названием «Сокровище Лимы. Захороненная выставка», в рамках которого на острове Кокос был погребен сундук с произведениями 40 известных художников, а карту острова сокровищ продали на аукционе. С азербайджанским искусством Самман хорошо знаком: ранее он делал выставку живописца Фархада Халилова в Лондоне, а после плодотворного сотрудничества с фондом YARAT стал первым англичанином в рядах Союза художников Азербайджана.

Волна. Пауль Росеро Контрерас
Выход в свет. Хулиана Серкейра Лейте
ППК. Перезагрузка. Эвиан Крайст и Дэвид Радник

Трехгорная мануфактура, которую выбрали резиденцией основного проекта, уже много лет остается своеобразным слепым пятном на карте Москвы: здесь, в здании старого текстильного предприятия, регулярно открываются и закрываются рестораны, работают ночные клубы, а в цехах проходят модные ночные рейвы – но все равно это место известно в основном тем, кто работает или живет неподалеку. Исторически Пресня – один из главных рабочих районов Москвы, и ветхие здания, к которым относятся некоторые цеха Трехгорки, украшены табличками, которые рассказывают о насыщенном революционном прошлом. В каком-то смысле выставка «Глубоко внутри» вернула району Пресни культурную легитимность – очевидно, это было одной из задач Биеннале. 

Проточная вода. Фабиан Кнехт

Экспозиция расположилась на нескольких этажах – с верхнего зрители двигались вниз. Выставка начиналась с анфилады темных комнат, погружающих зрителя в нужную атмосферу. Первая работа Биеннале – «Всеобщий вылет» Мартина Джона Калланана (2013): табло, на котором выводится информация обо всех вылетах по всему миру. С одной стороны, такая символическая прямолинейность – путешествие по выставке начинается как путешествие из аэропорта – может показаться наивной. С другой – этот лаконичный экспонат оказался интонационно наиболее точным для открытия проекта, рассуждающего одновременно об экологии, которую нарушают самолеты, и новых технологиях, которые позволяют летать еще чаще. 

Через несколько больших видеоинсталляций, эксплуатирующих страх человечества перед дронами и глобальным видеонаблюдением, повествование перетекает в мизантропическую главу о генно-модифицированных тутовых шелкопрядах, жизнь которых в специальном прозрачном контейнере выставил на всеобщее обозрение художник Пауль Росеро Контрерас. Шелкопряды неприятно копошатся, и этот звук трансформируется в видеоребус, который туманно намекает на то, что существа вокруг нас зачастую гораздо сложнее, чем мы думаем.

Основная часть выставки раскинулась в светлом интерьере бывшего цеха с голыми стенами, огромными окнами и высокими потолками. Однако и здесь зрителю предлагали подвергнуть сомнению видимую реальность. Художник Альваро Урбано прорубил в одной из фальшстен небольшую неаккуратную дыру, заглянув в которую можно было увидеть фрагмент лесной поляны. Грехи человечества, ложь политиков и не самые привлекательные страницы истории – вот лишь несколько важных тем, которые затрагивают работы этой части экспозиции. Если во вступлении речь шла об ощущениях, смутных намеках и завуалированных смыслах, то здесь высказывания гораздо острее. Например, как «Европаллеты» Фарида Расулова. Азербайджанский художник поставил одну на другую несколько деревянных подставок-паллет и украсил верхнюю классическим резным геометрическим восточным орнаментом, создав кристально яркий образ творчества, которое можно проявить даже в самом тяжелом труде.

Всеобщий вылет. Мартин Джон Калланан
Антисолнце. Феликс Кисслинг

«Шароверы», абсурдная мокьюментари-инсталляция петербургской художницы Дарьи Правды, якобы описывающей обычаи причудливой кронштадтской секты шароверов, попала во все инстаграмы посетителей Биеннале благодаря наличию зеркального трюмо, в котором удобно делать селфи за красивым антикварным столом. Еще одним визуальным хитом стало «Антисолнце» немецкого художника Феликса Кисслинга. Его инсталляция – своеобразный парафраз произведения Аниша Капура, только с горящими лампочками на оборотной стороне.

Связать воедино все бесконечные смыслы, возникающие из явлений современной культуры, куратор Надим Самман решил через музыкальную культуру. Проект Эвиана Крайста и Дэвида Радника «ППК. Перезагрузка» сопоставляет политическую историю 1990-х с транс-движением, а инсталляция бразильянки Хулианы Серкейры Лейте «Выход в свет» рассматривает ночной клуб как пространство для обмена культурным опытом.

Финальный аккорд проекта – звук льющейся в раковину воды в темном зале, освещаемом вспышками. Инсталляция «Проточная вода» замеряла уровень самосознания зрителя: европейца, привыкшего платить за каждый литр воды из крана, расход ресурса приводит в ужас; москвича, который много раз видел, как поливальные машины чистят улицы под ливнем, вряд ли впечатлишь такой мелочью, как незакрытый кран. Подпись к работе намекала, что любой желающий может закрутить вентиль и прекратить неуместный расход воды, однако это положит конец и существованию произведения. Пожалуй, это главный вопрос выставки «Глубоко внутри»: что нужно сделать, чтобы перестать красиво описывать мировые проблемы и начать их решать?

separator-icon
Шароверы. Дарья Правда
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»