Инсталляция Орхана Маммадова на фестивале Outline

Интерактивная инсталляция Acid Flux, созданная художником Орханом Маммадовым совместно со студией Radugadesign, стала одним из ярких проектов подмосковного Outline Festival 2023.

Outline 2023 шел четыре дня на пяти сценах: концертная была отдана экспериментальной музыке и джазу, на главном танцполе звучало техно, поклонники минимализма и хауса получили сцену Woodz, а на Dark Stage можно было услышать эмбиент, фанк и вейв. Музыкальную программу дополнила художественная: за полгода до открытия организаторы объявили конкурс, получили 165 заявок на участие и выбрали 19 арт-проектов в самых разных областях – от световых инсталляций до ландшафтного дизайна. Одним из победителей как раз и стала Acid Flux Орхана Маммадова и студии Radugadesign. Прямо на главной сцене разместился белый ковер, на который проецировались сменяющие друг друга узоры, сгенерированные искусственным интеллектом. Эта бесконечная трансформация захватывала взгляд, за секунды пробуждая у нескольких тысяч зрителей множество эмоций, от нежности до печали.

Outline потребовалось много лет, чтобы вырасти до нынешних масштабов – и не в последнюю очередь это удалось благодаря четкому видению целей и ценностей. Появившись в 2014 году, он сразу обозначил себя как «фестиваль электронной музыки и новой городской культуры». Тогда он проходил в черте города, в Мневниковской пойме на берегу Москвы-¬реки, и запомнился не только бескомпромиссной музыкой, но и попыткой установить новый формат молодежного проекта – с упором на уважение к природе. Вместо того чтобы, как часто бывает, оставить за собой кучи мусора, организаторы сначала привели в порядок жутковато выглядевшую немаленькую территорию, а после окончания действа убрали за собой. С тех пор площадки фестиваля менялись, но экологические лозунги оставались его фирменным знаком.

В 2016-м Outline был отменен за полдня до открытия: городские власти сочли недостаточными меры пожарной безопасности. Организаторы долго оправлялись от финансовых потерь, но все же справились, и после пандемии фестиваль снова стал одним из важных событий московского лета. Точнее, подмосковного – у проекта появилась постоянная площадка на берегу реки Дубны примерно в 90 километрах от столицы. Outline приобрел недостроенный с советских времен санаторий, и теперь музыканты осваивают его внутренние пространства и специально построенные открытые сцены. Зрители живут в кемпинге (вариант попроще) или глэмпинге (подороже), а особые ценители комфорта останавливаются в гостиницах соседнего Талдома. Перебравшись на природу, проект не отказался от типично урбанистических развлечений – например, для участников и посетителей открыт скейт-парк. Но экологичный образ жизни по-прежнему превыше всего. Даже одноразовой посуды на территории не найти: напитки наливают только в кружки, которые можно купить, а потом сдать.

Инсталляция Орхана Маммадова не потерялась в пестрой программе фестиваля: многие поклонники нового городского искусства изучали ее с нескрываемым любопытством. Возможно, для некоторых это стало первым осознанным знакомством с миром азербайджанского ковра, ключевым в творчестве азербайджанского художника. Именно с ним был связан первый большой успех Маммадова: на VIII Московской международной биеннале современного искусства в 2019 году Орхан представил инсталляцию, в которой искусственный интеллект беспрерывно создавал новые орнаменты из традиционных элементов азербайджанских ковров. Тогда же Маммадов стал соавтором видео-арта Лейлы Алиевой «Вечность», с помощью компьютера оживив картину художницы. Представляя Азербайджан на Венецианской биеннале, он открыл для себя технологию NFT, позволяющую продавать цифровые произведения искусства, не теряя на них авторского права, и с тех пор продает свои виртуальные ковры, пользующиеся большим спросом. В 2022 году персональная выставка Орхана Маммадова «Возрождение эстетики» прошла в дубайском Театре цифрового искусства ToDA и в одной из нью-йоркских галерей.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»