Руфат Гасанов: мимо штампов

Имена азербайджанских режиссеров сегодня звучат по всему миру. Фильмы сняты в Азербайджане, пейзаж играет в них едва ли не важнейшую роль; в кадре присутствуют азербайджанские актеры и простые люди, с экрана звучит азербайджанская речь. Можно ли говорить об азербайджанской «новой волне» и какие факторы способствуют оживлению национальной киноиндустрии, мы попытались разобраться в нашем специальном проекте.

Единственным полнометражным фильмом, снятым на постсоветском пространстве и оказавшимся в конкурсной программе престижнейшего фестиваля авторского кино в Локарно, стал «Хамелеон». Это драма о возвращении в отчий дом, снятая за десять тысяч евро двумя азербайджанцами, которым нет тридцати: режиссером регионального телевидения города Евлах Эльвином Адыгозелом и бывшим сотрудником нью-йоркского VBS.tv и московского «Дождя» Руфатом Гасановым.

БАКУ: Руфат, такой странный вопрос: почему вы работаете в соавторстве?

РУФАТ ГАСАНОВ: Так проще делать дебютный фильм – скинувшись. Я думаю, мы с Эльвином будем сотрудничать и дальше, но не в качестве сорежиссеров.

БАКУ: Но картину «Форс-мажор» вы тоже не один снимали. Значит, находите в этом что-то для себя плодотворное?

Р.Г.: Надо понимать, что и «Хамелеон», и «Форс-мажор» – очень малобюджетные работы. Вдвоем снимать технически легче. Мы же делали все на свои деньги. К примеру, «Форс-мажор» появился на свет так. У меня в Америке был друг – турецкий киноман по имени Джем, с которым мы вместе смотрели кино. Потом возникла идея сделать что-то свое: сколько можно смотреть чужие фильмы? Мы подошли к делу серьезно: собрали денег на kickstarter.org, добавили своих и сняли семь минут за семь тысяч долларов. Снимали на границе с Канадой. Помню как сейчас: новогодняя ночь, снег и тишь, которую нарушают только вой волков и визг пилы – это мы пилим фанеру для декорации.

Кадры из фильма «Хамелеон». Актер Вали Ибадов
Кадры из фильма «Хамелеон». Актер Вали Ибадов

БАКУ:То есть ваши фильмы – в прямом смысле «селф-продакшн»? А кто был оператором «Хамелеона»? Картина интересно снята.

Р.Г.: Оператором был азербайджанский фотограф Дадаш Адна. Точнее, оператором-постановщиком. Все делали вместе. И я тоже руку к постановке кадра приложил (смеется).

БАКУ:Вы делали предварительные раскадровки к фильму?

Р.Г.: Нет. Даже точного сценария не было. Только общая схема сюжета. Все прочее рождалось по ходу съемок.

БАКУ: В вашей картине играют непрофессиональные актеры. Это тоже вопрос бюджета?

Р.Г.: Это моя принципиальная позиция. Я и впредь собираюсь работать с непрофессионалами. Мне так интереснее. С ними легче избегать штампов. Какой бы ни был замечательный актер, у каждого из них есть набор наработанных приемов. От простых же людей не знаешь, чего ждать, и часто получаешь такие реакции, которые бы никогда сам не придумал. Мы искали типажи, которые нам подходили.

«Я и впредь собираюсь работать с непрофессионалами. Мне так интереснее»

Режиссер Эльвин Адыгозел (справа) на съемочной площадке. Фото: Дадаш Адна

БАКУ: А органичного поведения в кадре каким образом достигаете? Люди же зажимаются.

Р.Г.: Это и есть работа режиссера.

БАКУ: Интересно, какие у вас есть хитрости? У всех режиссеров, которые работали с непрофессионалами, – Антониони, Формана, Годара – были фирменные приемы. Кто-то камеру включал раньше, кто-то вообще снимал лишь репетиционные моменты. А вы что придумали?

Р.Г.: Мне проще объяснить на примере музыки. Вот возьмем моего близкого друга Исфара Сарабского. Он садится за рояль, и ты не понимаешь, что он с собой делает, чтобы зрители услышали ТАКОЕ. То же самое и на съемочной площадке – включается какой-то внутренний барометр, который показывает: это фальшь, а это – то, что надо.

«Появилось довольно много дерзких ребят, которые мыслят наперекор штампам»

Руфат Гасанов. Фото: Дадаш Адна
Оператор Дадаш Адна. Фото: Дадаш Адна
Звукооператор Аслан Алибейли и Руфат Гасанов. Фото: Дадаш Адна

БАКУ: Но вы оговариваете с актерами какие-то границы роли?

Р.Г.: Мы задаем сюжетные рамки. То есть я могу сказать: сейчас я войду в комнату, и вы будете брать у меня интервью. А каким образом они будут это делать, какими словами пользоваться – их дело. Иногда, конечно, чувствуешь какую-то лажу и просишь сказать иначе.

БАКУ: Вы учились режиссуре в Америке. Как вас потом занесло в летнюю школу ВГИКа?

Р.Г.: Я снял свой первый фильм «Форс-мажор» как раз после окончания колледжа Бэйтс в Новой Англии. А потом закончилась виза, и я вернулся в Баку. И мне друзья подсказали, что можно подать документы в эту киношколу. Делать было особо нечего, я подал, меня взяли, я поехал и даже какой-то спецприз жюри получил за фильм «O, Sortie!», снятый там. А председатель жюри Владимир Фокин позвал меня учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

БАКУ: Различается ли атмосфера творческих мастерских в американских университетах и постсоветских вузах?

Р.Г.: Очень, небо и земля. В России – во ВГИКе и на Высших курсах – чувствуется школа советского кино, связь с богатой традицией. В Штатах подход иной. Там, где я учился, был силен факультет театра, а факультет кино только открылся. Неожиданно интересным оказался курс по так называемой modern stage: история современной драмы от Чехова, Стриндберга, Ибсена и Беккета с Ионеско до самого Дэвида Мэмета. Многие профессора были увлечены европейским кино – «новой волной», неореализмом, но при этом учили нас жестко по канонам голливудской системы. Кто-то хорошо сказал, что американское кино строится на крупных планах, а европейское – на общих. Если грубо, то примерно так и есть.

БАКУ: Ну, это спорный тезис: Эйзенштейн, Бергман – сплошные крупные планы. В «Хамелеоне» действительно преобладают живописные общие планы. Но не только же поэтому фильм был отобран на один из самых престижных фестивалей авторского кино. Как вообще приняли картину в Локарно?

Р.Г.: У нас там было четыре показа, включая пресс-показ. И все четыре раза полные залы. Пресса, особенно российская, очень тепло о нас отозвалась. Конечно, были и негативные отзывы, но мы были к этому готовы. «Хамелеон» – очень странная картина.

БАКУ: Расскажите о вашем соавторе Эльвине Адыгозеле. Я так понимаю, что он прямая вам противоположность: вы человек мира, он же сознательно укоренен в Азербайджане и никуда не собирается уезжать.

Р.Г.: Он потрясающе разбирается в элитарном европейском кино. Следит за последними новостями кинофестивалей. Мучает меня вопросами типа: «Помнишь такой-то фильм – он победил в таком-то году в Сан-Себастьяне?» Эльвин – самородок. Очень талантливый и глубокий человек. Когда мы познакомились, я посмотрел его короткометражку «В тумане» и удивился, насколько современно она выглядит.

БАКУ: А как вы с Эльвином делили обязанности на площадке?

Р.Г.: У каждого были идеи по поводу сюжета, которые мы объединили по ходу съемок. Я больше работал с оператором. Актеров мы поделили между собой, но за главного героя, который расхаживает в фильме в красных штанах и, по сути, является моим альтер эго, отвечал я. Зато Эльвин сыграл в картине небольшую роль простого сельского парня, который помогает герою делать в доме ремонт.

Место съемок – село Поту Гейчайского района. Фото: Дадаш Адна

БАКУ: В фильме так и не поясняется, откуда приезжает главный герой, чтобы продать дом отца.

Р.Г.: Это и не должно было проясниться. Якобы он приезжает из-за границы, во всяком случае, делает вид. Но вполне возможно, что он всех обманул и приехал из Баку.

БАКУ: А в каком месте проводились съемки?

Р.Г.: Это Гейчай, центральный Азербайджан. Натура была нам очень важна, и ее выбор – полностью заслуга Эльвина. Ему очень помогла азербайджанский продюсер Ирада Багирзаде. Дело в том, что большая часть наших непрофессиональных актеров – родственники ее домработницы. Такая вот талантливая семья. И они все из Гейчая. Так что они нам во многом помогли: нашли дом, разместили, кормили.

БАКУ: На какие-то образцы нового европейского кино вы ориентировались?

Р.Г.: Мне очень нравится греческая «новая волна». И новое румынское кино – особенно работы Корнелиу Порумбою.

БАКУ: Можно ли говорить о появлении азербайджанской «новой волны»?

Р.Г.: Вообще мне не очень интересно рассуждать в категориях национальной принадлежности. Но вот мой друг Эльмар Иманов за короткометражку «Качели гробовщика» получил студенческого «Оскара». Мой товарищ Имам Гасан сейчас снимает дико смешное мокьюментари про пастуха из азербайджанской деревни, который мечтает купить голландскую корову, а местное население против. Мой соавтор Эльвин Адыгозел, уверен, еще станет классиком национального кино. Наивно пока говорить о «новой волне», но появилось довольно много дерзких ребят, которые мыслят наперекор штампам.

separator-icon
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»