Искусство Грузии в Баку
Мамука Цецхладзе. Cat Two

В Центре Гейдара Алиева в Баку прошла выставка «Текущая ситуация: искусство Грузии 1985–1999 годов». Несмотря на название, на самом деле она охватила гораздо более обширную эпоху.

Для стороннего наблюдателя Грузия – страна стереотипов, похожих на образ и Азербайджана, и Кавказа в целом: обжигающее солнце, сочные фрукты, величественные горы, прекрасные женщины и страстные мужчины. Только при более пристальном взгляде становятся видны и различия, и сходства двух народов. Описать различия не хватит и многотомной энциклопедии; общие черты – у обеих стран за плечами недавняя и трудная битва за независимость, обе нации пронесли сквозь века свою уникальную культуру, переданную им отцами и дедами, и сумели каждая по-своему переосмыслить ее на современный лад.

Казалось бы, выставка в Центре Гейдара Алиева охватила довольно короткий период времени – всего 15 лет. Однако для Грузии эти годы вместили в себя столько пертурбаций, столько исторических перемен, сколько в иные эпохи не бывало и за столетие.

Майя Цецхладзе. Генерал

Искусство шло этим путем нога в ногу с историей. Но ему, возможно, приходилось даже труднее. В середине 1980-х из подполья начали выходить художники, начинавшие еще в 1970-е, но не вписавшиеся в официальный стиль социалистического реализма. Они даже не обязательно были бунтарями: простое желание дать кисти и цвету чуть больше свободы, а сюжет не подверстывать под решения очередного съезда КПСС могло сделать художника нежелательным для отчетных выставок. За слишком смелый мазок или слишком яркий контраст худсовет мог обвинить автора в формализме, абстракционизме, модернизме и бог знает в чем еще – и закрыть ему дорогу к госзаказу. Опальные художники начинали «писать в стол», показывая картины лишь избранным ценителям. Впрочем, нередко так поступали и художники, обласканные властью: на работе писали портреты ударников труда, а дома – то, что хотели сами.

Вахо Бугадзе. Боксер

Волна перестройки в середине 1980-х позволила «не такому» искусству выйти на поверхность. В 1990-е сложился новый образ грузинского искусства. Для него характерны тяготение к живописи и скульптуре, яркие экспрессивные цвета, лаконичные образы и обращение к философским проблемам – любви, смерти, исторической памяти. Куратору выставки Чарльзу Меревезеру и координатору Лике Маматашвили удалось собрать в одной экспозиции свидетельства того, как грузинское искусство обретало собственный язык, как этот язык развивался и как говорит на нем уже нынешнее поколение художников.

Нико Цецхладзе. Гонконг

Из 25 представленных авторов многие хорошо известны бакинцам. Так, трансавангардист Мамука Цецхладзе провел в Баку уже пять персональных выставок. В его рисунках и пейзажах, выполненных в нарочито лаконичной манере, за скупостью контуров скрываются точность взгляда и тонкость эмоции, позволяющие передать не внешнюю похожесть, а чувства автора. Цецхладзе – художественная династия, и на «Текущей ситуации» зрителям представляется редкая возможность увидеть сразу трех ее представителей: Мамуку, Майю и Нико. Нико Цецхладзе, хотя и ровесник своим кузенам Майе и Мамуке, склонен к новым технологиям и молодежным экспериментам: он исследует возможности фотографии и видеоарта, обращается к острым социальным и политическим темам.

Вахо Бугадзе, начинавший как скульптор, обратился к живописи. Его картины полуабстрактны: из глубины фона, залитого нарочито приглушенными красками – серо-голубой, коричнево-розовой, – возникает образ, намеченный резкими широкими мазками: человеческая фигура, лес, город, дома. Они настолько слиты с фоном и в то же время настолько выразительны, что каждая картина кажется обложкой книги: внутри нее спрятана сложная история, которую зритель должен прочесть сам.

Леван Чогошвили. 1924

Напротив, Муртаз Швелидзе делает картины максимально конкретные. Его персонажи четко прорисованы яркими красками, как на картинках из глянцевых журналов, а иногда художник и вовсе переходит к коллажу, внедряя те самые картинки в живописную поверхность. Он наследник поп-арта, адепт фигуративной живописи, в совей выразительности похожей на кадр, выхваченный из кинофильма и вставленный в раму.

Эту линию поп-арта продолжает Олег Тимченко. Художник удивительно разнопланов: в его арсенале, кажется, все жанры и приемы современного искусства, от живописи до медиаинсталляций, от прямого реализма до игры света. Однако что бы он ни делал – проецировал на воду под пражским Карловым мостом видеоизображение утонувшей Офелии или писал громадные холсты с искаженными гримасой боли и гнева лицами, – он неизменно обращается не только к эмоциям зрителя, но и к истории искусства, к восприятию визуального образа в популярной культуре, устраивая своего рода перекличку между искусством и повседневной реальностью.

Выставка, конечно, вырвалась далеко за заявленные рамки: она представляет искусство не «до 1999 года», а и то, что из него выросло, – новое тысячелетие, переосмысление прошедшего. Здесь работы вплоть до конца 2000-х, она строит мост от переломной постсоветской эпохи в не менее неоднозначное настоящее. 

Майя Цецхладзе. Любовь
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»