Три волны казахского искусства
Трансформер. Ербосын Мельдибеков

В центре современного искусства YARAT открылась выставка «Солнца и неоны над Казахстаном».

Новый проект Евразийского культурного альянса посредством современного искусства исследует Казахстан как пограничную территорию, на которой пересеклись разные культурные влияния. Свести в одном пространстве художников разных поколений, для которых образ страны ассоциируется с абсолютно разными символами, – такую задачу ставил для себя куратор выставки, стратегический директор YARAT Бйорн Гельдхоф. Кроме того, есть некий абстрактный идеализированный Казахстан, который связан с общеевропейским мифом об обширной пустынной территории, «желтой степи» кочевников, простирающейся на границе Европы и Азии, – этот стереотип интересно было проанализировать.

Экспозиция объединяет работы, созданные в конце 1990-х – начале 2000-х годов – в период, когда художники еще переживали свою связь и разрыв с метрополией, продолжая при этом традиции русского концептуализма и нонконформизма, и представителей актуальной арт-сцены Казахстана, которые лишены постколониальной травмы и способны иронично дистанцироваться как от московской арт-моды, так и от националистической риторики. Для молодого поколения независимый Казахстан – историческая данность, которую имеет смысл анализировать в контексте частной жизни, а не национальной идеи. Всего в экспозиции представлено 16 художников.

Художественный и семейный дуэт Галим Маданов и Зауреш Терекбай реконструировал свой проект 1997 года «Вавилонская башня», своеобразный оммаж одновременно Татлину и Нам Джун Пайку. Инсталляция состоит из шести телевизоров, которые доносят слова советской революционной риторики – по сути, пустые звуки, ничего для зрителя не значащие. В 1990-е годы эта работа считывалась постсоветским человеком как некий естественный раздражитель, сейчас же это просто привычный информационный белый шум: исторический контекст изменил восприятие произведения искусства.

Вавилонская башня. Галим Маданов и Зауреш Терекбай.

Художники Елена и Виктор Воробьевы, чья инсталляция 1990-х годов «Художник спит» недавно была представлена в основном проекте Венецианской биеннале, выставили в YARAT «Зимний сублимирующий объект» (2004). Это серия лайтбоксов, запечатлевших проект, в результате которого при попытке подогреть воду испарился сделанный изо льда чайник, – ироничная иллюстрация одновременно двух определений термина «сублимация», физического и психологического. С точки зрения физиков, сублимация – переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую стадию. Психологи же трактуют сублимацию как трансформацию внутреннего напряжения в творческую энергию. Так попытка вскипятить воду в «ледяном» чайнике (акт творчества) оборачивается исчезновением (испарением) самого чайника (физическое явление).

Молодые художницы Руфь Дженрбекова и Мария Вильковиская представили в рамках экспозиции «Креольский культурный центр» по сути видеодокументацию перформансов и выступлений последних шести лет. «Мы считаем, что есть немало молодых людей, для которых важно быть просто в искусстве, вне его национальной принадлежности и вне любых других рамок, – прокомментировали свой проект девушки. – Мы принадлежим именно к этому поколению, поэтому наш центр иронично назван «Креольским» и предполагает смешение разных форматов, стилей и направлений».

separator-icon
Флаги. Саид Атабеков
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»