Аукционный дом Sotheby’s открыл первую в историю выставку-продажу искусства Кавказа и Средней Азии At the Crossroads («На перекрестке»).
Мастеров Кавказа и Средней Азии объединяет не только общая география, но и сходство древних традиций и художественной истории XX века: от освобождения от большого стиля через оттепель и суровый стиль к становлению национальных изобразительных школ. Выставка «На перекрестке» представляет художников – уроженцев Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. На выставке представлены работы не только последних 20 лет, созданные уже в постсоветском пространстве, но и живопись периода оттепели, 1950–1980-х годов: от соцреализма до нонконформистского искусства.
Несмотря на разнообразие живописных стилей и влияний, а также поколенческие различия, с художественной точки зрения экспозиция демонстрирует преемственность в искусстве этого региона.
Среди резонансных работ выставки – «Миражи коммунизма» Алимжана Жоробаева, «Людоед из Кумаона» Мераба Абрамишвили, «Старая деревня» Мир Надира Зейналова, «Целина. За обедом» Cалихитдина Айтбаева, «Деревня у Каспия» Бахтияра Табиева, «Аральский пляж» Альмагуль Менлибаевой, «Призраки коммунизма №1» Алимжана Жоробаева, «Прогулка» Таус Махачевой. В этих разных картинах прослеживаются одинаковые источники вдохновения: общая география, общие образы, типичные для постсоветского пространства – предметы быта, памятники и корабли... «СССР это или современный период, источники вдохновения те же, – подтверждает дагестанская художница Таус Махачева, получившая художественное образование в Лондоне. – Эта преемственность, может быть, тонкая, но она должна существовать обязательно».
Среди самых значимых работ азербайджанских участников выставки – «Портрет Шостаковича» Таира Салахова, один из шедевров сурового стиля, где ощущение внутреннего драматизма рождается за счет аскетизма визуального языка, лаконизма и обобщенности форм. Сдержанная, почти монохромная палитра, возможно, на подсознательном уровне отразила трагичность того времени.
Представлены и важные работы художников абшеронской школы – Джавада Мирджавадова, Ашрафа Мурада и Расима Бабаева. В картине «Мафиози» Мирджавадов использует яркие, переливающиеся и контрастные оттенки, создающие ощущение витражного стекла. Узнаваемые мифологические персонажи и антропоморфные существа больше напоминают роботов, чем настоящих людей. «Мафиози» – одна из немногих картин художника, где он использует название, чтобы передать смысл своей работы. Для изображения «Плачущей женщины» Расим Бабаев выбрал тревожный кроваво-красный цвет в качестве изобразительной доминанты. Руки женщины, застывшие в немом жесте, создают дополнительную экспрессивность.
Тогрула Нариманбекова, больше известного монументальными фресками и сценографией, можно назвать классиком азербайджанской живописи. В качестве изобразительных сюжетов он часто использовал фольклорные истории. Нариманбеков также был сценографом многих театральных постановок, например «1001 ночи» (1980). Представленная на выставке «Охота на газель» – редкий пример сценографии художника. Это панно, служившее декорацией фильма «Деде Горгуд», сохранилось единственное из триптиха. Популярный в 1975 году фильм режиссера Тофика Тагизаде был снят по мотивам древнего эпоса, важной части культурного наследия тюркских народов. Охотник, символ мужественности, противопоставлен здесь изящной газели, чей образ традиционно символизирует женскую красоту. Картина написана свободными мазками, напоминающими живопись западных экспрессионистов.
Эксперимент молодого художника Фаига Ахмеда с традиционным ковром – это опыт деконструкции фольклорной символики и ее визуального языка. Традиционный паттерн уступает однотонному фону, который становится чистой доской, tabula rasa, на которой можно вновь написать историю. В интервью Фаиг Ахмед сказал: «Возможно, иногда необходимо резко порвать с прошлым, чтобы сохранить его в памяти в первозданном виде, пока оно не стало частью настоящего».
Айдан Салахова показала скульптуру 2012 года из серии Destination. В этой серии художница исcледует природу женской идентичности в мусульманской культуре. Фигуру в чадре со сложенными в молитве руками можно интерпретировать по-разному, в том числе как историю о внешней закрытости, которая может стать источником внутренней свободы.
Современные художники Центральной Азии и Кавказа существуют на пересечении традиции и современности. Перемены коснулись не только политической и экономической ситуации, но и художественного процесса, ставшего частью глобального арт-рынка. Выставка демонстрирует соединение традиции и фольклорных сюжетов с западными практиками. В последние несколько лет азиатские и кавказские художники все активнее работают на международной арене. В 2005 году открылся павильон среднеазиатского искусства в Венеции (кураторский проект Виктора Мизиано), в 2007 году появился павильон азербайджанского искусства.
Формат выставки-продажи, новый для лондонского Sotheby’s, был выбран для оценки общего спроса на искусство Центральной Азии и Кавказа. Ранее эти работы лишь изредка появлялись на русских торгах. Многие художники находятся на вершине международной cлавы, но их искусство остается недоступным для западных коллекционеров. Эта выставка стала шагом в популяризации искусства Азии и Кавказа. Глава отдела русского искусства аукционного дома Sotheby’s в Лондоне Джо Викери сказала: «Мы чувствуем, что все больше покупателей и коллекционеров из этого региона появляется на рынке, растет объем коллекционеров из Казахстана, есть интерес внутри Азербайджана». Посмотрим, как отреагирует на этот шаг зарубежный рынок.