Карабахский хатаи вернулся на родину

Уникальный карабахский ковер XVII века занял место в коллекции Азербайджанского национального музея ковра.

Исторический памятник впервые показали в рамках празднования 100-летия со дня рождения Гейдара Алиева и 13-летней годовщины включения искусства азербай-джанского ковроделия в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Организовали презентацию Министерство культуры рес¬пуб¬лики и Азербайджанский национальный музей ковра.

Хатай, или хатаи – так называлось тюркское племя, обитавшее на территории нынешнего Азербайджана в X–XII веках, во времена правления династии Сельджуков. На тот период пришелся расцвет архитектуры, живописи, книжной миниатюры и искусства орнамента. Именно тогда появился узор хатаи – замысловатое абстрактное переплетение древесных ветвей и стеблей растений, быстро ставшее популярным и узнаваемым ковровым мотивом. «И когда его кисть решила сотворить чудо, она нарисовала хатаи», – восхищался изысканностью узора поэт Ассар Тебризи в XIV веке.

Как и когда в этот рукотворный волшебный лес попал дракон, персонаж средневекового азербайджанского фольклора, связанного с огнепоклонством, точно уже не скажешь. Бытует мнение, что первыми его стали добавлять в композицию ковра хатаи мастера из Тебриза, столицы государства Сефевидов. Основатель этой династии шах Исмаил I, кстати, был не только бесстрашным военачальником, но и лирическим поэтом, подписывавшимся псевдонимом Хатаи.

Ковры ткали в шахских мастерских – кархане. Для всех подобных работ была характерна каноническая орнаментальная схема «бенди-руми» – вертикально развивающаяся, ромбовидная, напоминающая рыболовную сеть. Воображаемая ось делит ковер на две зеркальные части. Между так называемыми рукавами (ветвями, направленными снизу вверх) ширванские, карабахские, губинские ткачи вплетали в композицию дракона, символ возрождения и счастья.

«Драконовые ковры» всегда отличались богатым колоритом. Главный акцент делался на красном – цвете крови, огня, радости, жизненной силы. Фоном же служили успокаивающий индиго, теп¬лый золотистый шафрановый, свежие зеленые оттенки.

«Композиции Əjdahalı («дракон») имеют древние традиции в тюркском мире сказок и легенд. Орнаменты передают дворцовую изысканность эпохи шаха Исмаила Хатаи, дух золотого века правления династии Сефевидов, – рассказала на церемонии Ширин Меликова, руководитель Азербайджанского национального музея искусств и недавний директор Музея ковра. – Мы видим орнаментальные мотивы, присущие тому времени, изящно выполненные композиционно и выдержанные по цвету и структуре. Наш ковер относится к ранним образцам очень редкой группы «драконовых ковров» с достаточно реалистичным изображением мифического персонажа. В более поздних образцах дракона изображали уже иначе. Некоторые эксперты датируют его концом XVI – началом XVII века».

По Великому шелковому пути ковры хатаи добирались до европейских стран, где оседали в частных собраниях и крупных музеях. Карабахский хатаи, вернувшийся в Баку, долгое время хранился в Германии, и бакинский Музей ковра несколько лет вел переговоры о его покупке. «Пока мы искали спонсора, антиквар не поддавался на уговоры других желающих, хотя их было немало и многие предлагали немалые деньги, – рассказывает Ширин Меликова. – Но хозяин прекрасно понимал, что перед ним азербай¬джанский ковер, которому предназначено вернуться на родину».

Подобные образцы «драконовых ковров» практически не встречаются на антикварном рынке, поэтому такая покупка в принципе большая удача. И удача вдвойне, если драгоценная работа спустя века возвращается в свой дом.

Ширин Меликова выразила особую благодарность за поддержку Фонду Гейдара Алиева, Министерству культуры Азербайджана и меценатам. За экспертную оценку и атрибуцию ковра она лично поблагодарила итальянского ученого и коллекционера Альберто Боралеви, председателя Академического комитета Международной конференции по восточным коврам (ICOC). Тот, выступая с ответным словом, подчеркнул: «Я считаю это приобретение большим вкладом в музейную коллекцию Азербайджана, ведь ковры в ваших фондах датируются преимущественно XVIII–XIX веками. Это редкий и уникальный экземпляр».

Вместе с ковром музей приобрел в свою коллекцию старинную орнаментальную вышивку – еще один образец «драконовой» тематики и стиля хатаи.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»