Музей миниатюрной книги Зарифы Салаховой: особый формат

Больше тридцати лет назад Зарифа Салахова купила собрание сочинений Ивана Крылова, которое стало первым объектом в ее коллекции крошечных изданий. Теперь многотысячное собрание можно увидеть в ее Музее миниатюрной книги в Баку. 

Вход в музей бесплатный. Дверь небольшого дома в Ичери шехер открыта, и туристы, гуляющие по Старому городу, мимоходом заглядывают в нее, замедляют шаг и… входят в дом, где их встречает Зарифа Салахова. Основатель музея, собиратель и страстный пропагандист книжного искусства показывает гостям – как зашедшим случайно, так и фанатам-библиофилам, которые специально приезжают в Баку ради этого уникального музея, – редкие и драгоценные издания, найденные на букинистических развалах и выменянные у других коллекционеров. Сейчас в музее выставлено пять с половиной тысяч миниатюрных книг из семитысячной коллекции основательницы.

Началось же все в 1982 году. Конечно, книги филолог Зарифа Салахова любила всегда, всю жизнь собирала домашнюю библиотеку. Но в 1982-м ее, возглавлявшую азербайджанское Общество любителей книги, пригласили на очередное совещание в Москву – и там ей представилась возможность купить полное собрание сочинений Крылова в миниатюрном формате. Изящество этих томиков произвело на нее такое впечатление, что она начала прицельно искать миниатюрные издания, налаживать контакты с другими любителями мини-книг, а затем и издавать их сама.

Музей возник с помощью Гейдара Алиева. Когда в 1995 году президент посетил выставку книжных мини-шедевров, Зарифа Салахова сказала, что готова создать музей, если ей выделят помещение, а книги в таком случае завещает городу. Президент поддержал идею – и проекту нашлось место в Ичери шехер. Затем была стройка (и поиск спонсоров на обустройство – в музее висит доска с благодарностями компаниям: кто-то обеспечил пол, кто-то – витрины). Наконец 23 апреля 2002 года, во Всемирный день книги и авторского права, экспозиция открылась для посещения.

«Это объекты чистого искусства. Неудивительно, что многие из них снабжены драгоценными футлярами и лупой»»

Здесь немало экспонатов, от которых веет историей – и историей литературы, и личной, и государственной. Прижизненное издание «Евгения Онегина» (1837 год – книга вышла в свет за десять дней до гибели поэта; он мог держать этот томик в руках) и 24 тома из 40-томного полного собрания сочинений Шекспира, изданного в Нью-Йорке в 1841 году (можно представить себе путешествующую по Америке семью, которая берет любимое чтение с собой в миниатюрном формате, потому что вес надо экономить). Крохотный Коран позапрошлого века выставлен вместе с кожаным мешочком, в котором владелица носила его на груди, – потертость мешочка рассказывает историю долгой жизни, в которой книга сопровождала хозяйку. А миниатюрное издание Инаугурационной речи Гейдара Алиева (Зарифа Салахова присутствовала на церемонии инаугурации в 1993 году, эта речь произвела на нее сильное впечатление, и она решила издать ее отдельным томом) напоминает о другой важной исторической эпохе. Этот том перекликается с изданной в Нидерландах инаугурационной речью Джона Кеннеди, которая тоже есть в Музее миниатюрной книги.

Коллекция все время пополняется – Зарифа Салахова постоянно ищет новые издания и старинные шедевры, преподносят подарки друзья-библиофилы. Так, поэт Александр Дольский подарил музею Евангелие 1907 года. Кожаный переплет, золотой обрез – издание было предназначено для высших служителей Православной церкви. Бережно хранит музей подарки актера Зиновия Гердта (40 миниатюрных книг) и Ореста Верейского (полторы дюжины томиков). И конечно, коллекцию пополняют книги, изданные самой Зарифой Салаховой, – 193 наименования за почти 30 лет. Здесь древние и современные поэты, актеры и режиссеры, политики, музыканты и художники. Отдельно хранятся книги, нарисованные, написанные и склеенные детьми, что приходят в музей: неуклюжие, неровные, но такие искренние, что по-настоящему трогают сердце.

У одной из витрин всегда много посетителей: они стараются рассмотреть микрокниги. В СССР миниатюрными изданиями считались те, размер которых не превышал 100 x 100 миллиметров; Книга рекордов Гиннесса (в нее, кстати, занесен бакинский музей) учитывает лишь те, что не более 75 x 75 миллиметров. Но искусные мастера выпускают и совсем крохотные издания. Страницы японской книги «Цветы четырех времен года» размером 0,75 x 0,75 миллиметра пестрят изысканными рисунками, которые может рассмотреть лишь вооруженный увеличительным стеклом глаз; по лейпцигской «Азбуке» (2 x 3 миллиметра) могут учиться читать лилипуты. Это объекты чистого искусства – и неудивительно, что многие из них снабжены драгоценными футлярами и лупой: рассмотреть-то их каждому хочется.

«Миниатюрные книги – настоящее искусство полиграфии. Чем меньше формат, тем выше культура страны», – уверена Зарифа Салахова и гордо предъявляет крохотную книгу о Баку. А Музей миниатюрных книг расширяется: в декабре прошлого года появился филиал в Нахчыване, сейчас готовится к открытию филиал в Гяндже. Книг в коллекции хватит на все экспозиции.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»