Путеводитель по Баку: музеи и выставочные центры. Часть 1

Если не знаете, в какой музей пойти, проверьте, какие в них сейчас проходят выставки. Это поможет определиться с выбором. 

Центр Гейдара Алиева

Адрес: проспект Гейдара Алиева, 1
Часы работы: вт-пт: 11.00-19.00, сб-вс: 11.00-18.00
Сайт: www.heydaraliyevcenter.az

Самая актуальная выставочная и культурная площадка города

Здание Центра Гейдара Алиева – последний шедевр великого архитектора Захи Хадид, место паломничества всех приезжающих в Баку туристов. Хадид проектировала не просто архитектурное сооружение, а символ города. В отличие от других знаковых построек нового тысячелетия – Огненных башен, Музея ковра, Центра мугама – это здание стоит не на береговой линии. Его задачей с самого начала было создать новое место притяжения в этой части Баку.

Если подъезжать к центру вечером со стороны моря, невозможно определить, где заканчиваются биоморфные очертания здания и начинается непосредственно город: лестницы, дорожки, газоны, клумбы – все вокруг является продолжением причудливых волнообразных линий. Это отличительный прием Захи Хадид: внутренние и внешние пространства не разграничены, а перетекают друг в друга. Если смотреть на здание Центра Гейдара Алиева со стороны одноименного проспекта, то кажется, что его стены представляют собой подвижную поверхность – падающие с крыши потоки закручиваются в волны, вздыбливаются и гаснут, сливаясь с плоскостью площади. Таким образом скрадываются границы между пространством архитектуры и окружающим миром: возникает ощущение, что земля впитывает в себя здание. Восточный фасад, обращенный к жилым кварталам, похож на огромный стетоскоп: здание словно внимательно прислушивается к городским шумам.

В данный момент Центр Гейдара Алиева является самой масштабной выставочной площадкой города. Здесь проходили такие амбициозные проекты, как выставка работ Энди Уорхола «Жизнь, смерть и красота», посвященная 85-летию художника, юбилейная ретроспектива Таира Салахова, крупнейшая выставка Альфонса Мухи «В поисках красоты». Из последних громких проектов – экспозиция малоизвестных работ русских художников-авангардистов начала ХХ века из фондов российских региональных музеев.

В центре имеется несколько постоянных экспозиций. На первом этаже работает выставка под названием «Шедевры Азербайджана», своеобразный дайджест культурного и исторического наследия республики. Здесь экспонируются образцы наскальных рисунков из Гобустана, археологические артефакты, ремесленные изделия эпохи Средневековья.

Этнографическая часть представлена народными костюмами различных областей Азербайджана и коллекцией ковров с национальными орнаментами. Небольшой раздел посвящен старинным азербайджанским инструментам. На втором этаже в рамках проекта «Мини-Азербайджан» выставлены макеты знаковых архитектурных памятников, как исторических, так и современных: Девичья башня, мавзолей Момине-хатун, Джума-мечеть в Шемахе, мечеть Биби-Эйбат, Бакинский вокзал, дворец Мухтарова, Дом правительства, Олимпийский стадион, Огненные башни – всего 45 макетов. В правом крыле центра расположился Музей Гейдара Али¬ева. На первом уровне выставлена коллекция автомобилей, находившихся в его служебном использовании. Экспозиция, посвященная биографии национального лидера, устроена так, что основные этапы жизни руководителя республики пересекаются с важными вехами в общественно-политической и культурной истории страны. Отдельно стоит посетить мультимедийный зал, посвященный встречам Гейдара Алиева с руководителями разных стран.

Выставка музыкальных инструментов. Фото: Центр Гейдара Алиева.
Зал европейского искусства. Фото: Центр Гейдара Алиева.
Выставка классических автомобилей. Фото: Центр Гейдара Алиева.
separator-icon

Азербайджанский национальный музей искусств

Зал европейского искусства. Фото: Азербайджанский Национальный Музей Искусств.

Адрес: улица Ниязи, 9/11
Часы работы: вт-вс: 10.00-18.00
Сайт: www.nationalartmuseum.az

Самый масштабный художественный музей страны

Главное художественное собрание Азербайджана занимает роскошный особняк де Бура, смотрящий парадным фасадом на Губернаторский сад, и стоящее по соседству здание Мариинской гимназии. Оба исторических здания прошли через капитальный ремонт: усилиями итальянских и азербайджанских реставраторов архитектурные элементы, украшения фасада и лепнина были очищены, стенам возвращен изначальный цвет. Пять лет назад два дома на улице Ниязи были объединены в одно пространство посредством стеклянного павильона-перехода, и музейный маршрут стал непрерывным, представляя собой большое турне из Европы в Азию и обратно. Сам переход между двумя корпусами предназначен для презентации новейших течений и интерактивных экспозиций. Впрочем, к экспансии новых медиа в консервативную музейную сферу дирекция музея относится аккуратно.

При входе в Азербайджанский национальный музей искусств посетитель первым делом отметит его стильную старомодность: сразу вспоминаются романтические музейные концепции XIX века – энциклопедизм, разделение жанров, строго последовательная драматургия экспозиции от старого к новому. Развеска осуществлена в хронологической и тематической последовательности – никаких модных ныне смешений и смещений. В этой хрестоматийности чувствуется осознанная позиция.

Музей придерживается классической концепции «собирай и сохраняй», и коллекция музея собиралась скрупулезно, от предмета к предмету. Она насчитывает более 19 тысяч объектов мирового искусства.

В корпусе де Бура выставлено европейское и русское искусство (в частности, качественная подборка французских импрессионистов и русских авангардистов). В европейском собрании есть «свой» Мурильо, немецкая живопись Возрождения, фламандцы Франс Хальс и Питер Клас. Французская коллекция – предмет отдельной гордости. Эту экспозицию было необыкновенно сложно разместить, поскольку помимо картин здесь представлены скульптура, роскошные вазы, часы, великолепная посуда, предметы туалета, веера – весь знаменитый французский art de vivre. Затем зритель плавно перемещается в сторону Кавказа и Азии: музей обладает богатой коллекцией китайского, японского, индийского и иранского искусства.

После реконструкции зритель наконец может в полном объеме увидеть античную коллекцию музея, которая сильно разрослась за счет отдела, посвященного искусству древнего Азербайджана. Объем работы, проделанной за последнее десятилетие, огромен: более 30 экспедиций по всем районам страны. Национальный музей установил контакты с директорами региональных музеев и множеством коллекционеров, включая частных. В итоге родилось то уникальное пространство, с которым можно ознакомиться сегодня, где азербайджанские древности соседствуют с артефактами Древнего Египта, Персии, Греции и Рима.

Отдельный раздел посвящен каджарскому портрету. Кроме того, из запасников поднята и выставлена в «гимназическом» корпусе уникальная коллекция азербайджанских художников ХХ века – не только представителей «сурового стиля» и абшеронского кружка, но и работы других азербайджанских и советских модернистов рубежа веков, уникальным собранием работ которых обладает музей.

separator-icon

Центр современного искусства YARAT

Фото: Yarat

Адрес: Баилово, рядом с площадью Государственного флага
Часы работы: вт-вс: 11.00-20.00 (октябрь-май) и 12.00-22.00 (июнь-сентябрь)

Сайт: www.yarat.az

Главный центр интернационального актуального искусства

Yarat в переводе с азербайджанского значит «создай». Одноименная организация возникла в Азербайджане в 2011 году, инициатором ее создания и руководителем стала художница Аида Махмудова, выпускница лондонского Колледжа имени Святого Мартина. До появления YARAT Азербайджан находился на периферии мира актуального искусства, благодаря работе организации в страну устремились художники и кураторы с мировым именем, а главное – выросло поколение своих художников.

В 2015 году в реконструированном здании бывших судоремонтных мастерских Баилова открылся Центр современного искусства YARAT. Экспозиционное пространство первого этажа отдано как под временные проекты, так и под постоянную коллекцию YARAT, которая активно пополняется. Работ в запасниках центра много, и экспозиция меняется раз в три месяца. В коллекции YARAT – работы азербайджанских художников, имена которых вписаны в мировой контекст: Фаиг Ахмед, Рашад Алакбаров, Аида Махмудова, Фарид Расулов, Нияз Наджафов. Кроме того, активно приобретаются работы азербай¬джанских художников ХХ века. Зарубежные авторы с мировым именем, такие как Ширин Нешат и Шилпа Гупта, также реализуют здесь свои проекты. YARAT активно презентовала себя на Венецианской биеннале, объединив в своих выставочных пространствах художников из 17 стран, включая Азербайджан, Иран, Россию, Турцию, Грузию, Казахстан. Работы этих художников тоже пополняют коллекцию.

На втором этаже организован просторный современный выставочный зал для временных экспозиций. Сводчатые перекрытия эллинга оборудованы подвижными механизмами, которые позволяют создавать и перемещать внутри помещения временные конструкции: таким образом зал может быть разделен на выставочные блоки или представлять собой единое пространство. Здесь же размещается образовательный центр: учебная база, лекционная аудитория, просмотровый зал, библиотека книг по искусству и медиатека.

Образовательные программы и создание благоприятной творческой среды с самого начала стали приоритетными направлениями деятельности YARAT. Возник специальный образовательный проект ARTIM («Рост»), помога¬ющий подрастающему поколению азербайджанских художников выставить свои работы на профессиональной площадке. Проект имеет специализированное выставочное пространство в Ичери шехер (адрес: улица Бёюк Гала – Большая Крепостная, 30, часы работы: вт-вс: 12.00-20.00).

В YARAT постоянно организовывают мастер-классы, арт-резидентуры, лекции, курсы и практические занятия для разных групп слушателей, конкурсы, летнюю школу, программы для юных художников, семинары с приглашенными преподавателями из России, Германии, США и Великобритании.

Чтобы интернациональный YARAT оставался частью Баку, организован фестиваль 012 Baku Public Art, задуманный как уличное действо, призванное изменить пешеходные маршруты бакинцев и привлечь их внимание к азербайджанскому современному искусству и истории родного города.

separator-icon

Музей живописи Азербайджана XX–XXI вв.

На пороге ХХI века (фрагмент). Гейюр Юнус. Фото: Музей «Живопись Азербайджана ХХ-ХХI веков»

Адрес: Баилово, рядом с Центром современного искусства YARAT
Часы работы: вт-вс: 11.00-20.00 (октябрь-май) и 12.00-22.00 (июнь-сентябрь)
Сайт: www.yarat.az

Музей открыт в 2015 году в здании судоремонтных мастерских по инициативе Фонда Гейдара Алиева. В основе концепции музея, разработанной кураторами Эмином Маммадовым и Ширин Меликовой, – идея лабиринта, в котором поочередно представлены все этапы развития станковой живописи Азербайджана. В коллекции музея работы, полученные из фондов Музея современного искусства и Государственной картинной галереи. «Суровый стиль» Таира Салахова, индустриальная романтика Саттара Бахлулзаде, цветовые и формальные искания Джавада Мирджавадова и других членов абшеронского кружка, угловатые композиции Ашрафа Мурада, фольклорные образы Гейюра Юнуса и Расима Бабаева, минимализм Фархада Халилова и избыточность Тогрула Нариманбекова – экспозиция охватывает все направления, характеризующие азербайджанскую художественную школу, определившие ее колорит и уникальность.

В 2018 году сотрудникам Центра YARAT была поручена работа по систематизации коллекции музея и организации в его пространстве тематических выставок, лекций и круглых столов.

separator-icon

Музей современного искусства

Фото: Музей современного искусства в Баку.

Адрес: улица Юсифа Сафарова, 5
Часы работы: вт-вс: 11.00-20.00
Сайт: www.moma.az

Коллекция работ азербайджанских художников-новаторов XX–XXI вв.

Бакинский Музей современного искусства расположен рядом с мостом Джаваншира, в районе тщательно спланированных сталинских кварталов, прямых углов и широких улиц. При входе раскинуло свои ветви монументальное древо мира – работа скульптора Али Ибадуллаева.

Как только посетитель попадает внутрь, строгое регулярное пространство начинает кривиться и искажаться. Между двумя этажами, посреди ослепительно светлого зала висит причудливо выгнутая лестница, самим своим существованием будто отрицающая формулы гравитации и всемирного тяготения. Рядом застыл странный летающий объект, обитатели которого наблюдают за происходящим внизу со своих неземных высот.

Музей появился в 2009 году по инициативе Первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой: она предложила создать музей современного искусства, в основу которого легла бы коллекция национальной живописи и скульптуры. Есть в музейном собрании и шедевры из других стран. Для контраста сформирован зал академической живописи, а также небольшой, но со вкусом подобранный раздел европейской живописи ХХ века с работами Дали, Пикассо, Шагала.

Все это разностилевое собрание объединяют работы классиков «абшеронской школы» и малоизвестные произведения бакинских художников рубежа XX–XXI веков. Музейную концепцию иногда называют авангардистской, но точнее было бы назвать ее модернистской: в контексте азербайджанской живописи 1960–1970-х годов работы, собранные в музее, поражают своим новаторским языком. Большинство попавших в коллекцию художников экспериментировали с формой, придумывали новый язык. Подобные вещи редко бывают оценены публикой, и полотна пылились на чердаках и в запасниках, пока не оказались в музейном собрании.

Единственным критерием при формировании коллекции были новаторский язык и открытость экспериментам. Благодаря музею были сохранены почти утраченные работы «абшеронцев» Ашрафа Мурада и Расима Бабаева, Фазиля Наджафова, ранние работы Микаила Абдурахманова, Мамеда Мустафаева, Аги Усейнова, Али Ибадуллаева, Фархада Халилова, Мир-Надира Зейналова, Фуада Салаева, Гусейна Хагвердиева. Музей ведет активную выставочную работу.

separator-icon

Азербайджанский национальный музей ковра

Фото: Эмиль Халилов

Адрес: улица Микаила Усейнова, 28
Часы работы: вт-пт: 10.00-18.00, сб-вс: 10.00-20.00
Сайт: www.azcarpetmuseum.az

Уникальное собрание ковров и предметов декоративно-прикладного искусства

Бакинский Музей ковра – первый подобный в мире. Его концепцию придумал в 1960-е годы потомственный ткач, талантливый актер, ювелир, ученый, диктор и художник Лятиф Керимов. Пять лет, с 1967-го по 1972-й, ушло на экспедиции по районам, сбор и реставрацию первой музейной коллекции, которая включала не только ковры, но и образцы национальной одежды, вышивки, археологические находки, ювелирные изделия, ткацкие станки и предметы традиционного быта. В 1972 году экспозиция открылась для посетителей в здании Джума-мечети. Музей с первых дней существования активно поддерживал связи с локальными производителями, не только заботясь о пополнении коллекции, но и стимулируя развитие традиционных региональных ремесел.

Современный Музей ковра занимает открытый в 2014 году специальный корпус, расположившийся в зоне Приморского бульвара. Здание было спроектировано согласно ассоциативному принципу: австрийский архитектор Франц Янс предложил для основного корпуса цилиндрический объем, своими формами напоминающий скатанный и раскрывающийся ковер. Снаружи здание Музея ковра кажется замкнутым, но изнутри видно, что оно открыто городу и морю: северные и западные фасады сделаны из стекла, а в «разворот ковра» вшита легкая летняя терраса кафе, на которой можно сидеть часами. Это первый инклюзивный музей в стране: его экспозиция адаптирована для людей с ограниченными физическими возможностями.

В цокольном этаже – центр ковроделия, где можно увидеть, как работают мастерицы, и по¬участвовать в мастер-классе по ковроткачеству: после этого экспонаты трех следующих этажей предстанут в совсем ином свете. Непривычные округлые стены делают экспозицию аутентичной: у глинобитных жилищ, стены которых утепляли коврами, тоже не было прямых углов.

Сегодня коллекции музея насчитывают более 10 тысяч экспонатов, площадь экспозиции – 4326 квадратных метров. Фонды музея открыты для специалистов разных областей. Музей выпускает научные сборники и проводит конференции. Создан собственный реставрационный центр и хранилище. Регулярно ротируется основная экспозиция. Но самое главное – музей стал центром притяжения не только специалистов и туристов, но и горожан.

При музее работает детский центр: школьников учат ткать, вышивать, делать кукол, разбираться в символике коврового орнамента. Каждую последнюю субботу месяца проходит день открытых дверей, который можно всей семьей провести в музее: для детей – мастер-классы и игровые экскурсии, для взрослых – лекции по истории прикладного искусства и воркшопы. Популярностью пользуется лекционный цикл «История одного экспоната»: специалисты разных областей – этнографы, искусствоведы, историки, ткачи – описывают историю одного из ковров.

Отдельное направление – сохранение и восстановление традиционных азербайджанских техник ковроткачества. Музей проводит выездные мастер-классы: команда выезжает в традиционные центры ковроделия и организует воркшопы по созданию ковров, где практические занятия совмещены с лекционной программой.

Фото: Алексей Пивоваров
separator-icon

Национальный музей истории Азербайджана / Дом-музей Зейналабдина Тагиева

Фото: Эмиль Халилов

Адрес: улица Тагиева, 4
Часы работы: вт-вс: 10.00-18.00
В настоящий момент на ремонте
Сайт: www.azhistorymuseum.az

Главный исторический музей страны в богатых интерьерах дворца мецената Тагиева

Уникальный шанс попасть в один из самых романтичных особняков города. Трехэтажный дворец – свадебный подарок Гаджи Зейналабдина Тагиева его второй супруге Соне ханым Араблинской – построил известный польский архитектор Юзеф Гославский. Дворец произвел грандиозное впечатление на современников: в восточном зале двери из лимонного дерева, паркет из шести сортов дорогосто¬ящего дерева, а на коранические надписи и орнаменты на стенах и потолках ушло около восьми килограммов сусального золота, зеркала, стекла и люстра изготовлены в Венеции.

Семья азербайджанского миллионера и мецената въехала сюда в 1901 году и счастливо прожила до 1920-го, регулярно организуя светские приемы и литературные чтения.

После революции имущество Тагиева было национализировано, а дворец передан Историческому музею. В память о меценате и просветителе на втором этаже решено было открыть его дом-музей.

Жилая часть дворца состоит из библиотеки, рабочего кабинета, восточного зала, комнаты отдыха, будуара Соны ханым, столовой, спальни, приемной, уборной и детских. Комнаты оформлены в различных стилях: рококо, ар-нуво, готика и др. Архитектура каждой из них, а также мебель и интерьер дворца тщательно восстановлены по фотографиям из семейного альбома Тагиевых. Реставрационные работы закончились в 2007 году.

Расположенный на двух других этажах Исторический музей обладает самым богатым археологическим собранием на Кавказе: музейные экспедиции выезжали во все регионы Азербайджана. На первом этаже выставлены артефакты, относящиеся к каменному и бронзовому векам, – в частности, здесь хранится челюсть легендарного азыхского человека, возраст которого 350 тысяч лет. Здесь же располагается отдел средневековой истории: экспонаты расскажут об удивительных государствах Каракоюнлу, Аккоюнлу, Сефевидов.

Экспозиция второго этажа посвящена событиям середины XVIII – начала XIX века, в том числе периоду вхождения азербайджанских ханств в Российскую империю. Отдельные разделы охватывают историю Северного Азербайджана, Промышленную революцию, Первую мировую войну и события 1918 года, предшествующие образованию Азербайджанской Республики. В музее находятся библиотека редких книг и манускриптов (4500 экземпляров), великолепная коллекция нумизматики и оружия и «Особый фонд», насчитывающий 1700 экспонатов из драгоценных металлов.

separator-icon

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»