Выставка «Проверено, мин нет!» объединила работы, исследующие тему постконфликтного мира. Проект рассказывает об обществе, которое пережило войну и пытается восстановить разрушенные связи.
Экспозиция открывается инсталляцией «Я – Земля...» (I am EARTH...) живущего в Нью-Йорке художника Ханлара Гасымова. Размеченный участок земли на входе похож на вспаханное поле – мирный труд земледельца, тяжелые битвы за урожай. Видеоряд напоминает зрителю о том, что в критические моменты истории привычные понятия меняют смысл, и во время войны мирное поле может обернуться минным. Гасымов обращается к теме исторической памяти, не только человеческой. Земля тоже помнит, а ее культурный слой остается порой единственным свидетелем давно минувших сражений. «Я – Земля. Ты появляешься из моего чрева и вернешься ко мне. Я впитываю все, что ты делаешь, – твой яд и твою доброту», – произносит голос с экрана. Почва для инсталляции проделала символический путь из карабахского города Агдам и сел Камышлы, Сикнах и Дашалты.
Продолжает тему заминированных территорий Сабина Шихлинская: художница поднимает вопрос культурного геноцида, говорит о разрушении исторического наследия, об утрате уникальной архитектуры – безмолвной заложницы любого вооруженного конфликта. В инсталляции «Опасность устранена. Мин нет» (Danger Cleared. No Mines. ANAMA) Шихлинская рассказывает о судьбе Ханского дворца в Шуше, где жила дочь последнего карабахского хана поэтесса и и художница Натаван Хуршидбану. Частью визуального ряда становятся пейзажи Шуши XIX века, нарисованные Натаван, миниатюрный портрет героини и камни, привезенные из современного Карабаха.
Бакинец Орхан Гусейнов, в серии работ «Местность» (Terrain), использовал изображения Карабаха из Google Maps. Подбирая текстуры, художник подчеркивает характерные узоры, возникающие в разминированных районах и демилитаризированных зонах. Гусейнов называет эти земли «безопасными убежищами» – не только для людей, но и для животного и растительного мира.
Эльтуран Мамедов в своей видеоинсталляции «Некруглые столы» (Non-Round Tables) обращается к эстетике традиционной чайханы, исследуя, как война влияет на повседневные ритуалы, а политический дискурс, транслируемый медиа, преломляется в разговорах простых людей. Частный круг мирной жизни, воплощенной в кружке чая, разрушается военными сводками. Официальные новости тут же подхватываются, пересказываются и передаются по кругу, становясь частью устного фольклора. Военный конфликт затрагивает глубинные пласты социальной жизни и оставляет там темный след.
Перформанс «Рекультивация» (Recultivation) Вусала Рахима обещает зрителям спокойное, идеальное будущее. Художник совершает символический жест, разрывая «минные цепи» и освобождая планету. Он выступает в роли демиурга новой реальности, перезапуская жизненно важные процессы. Вспышка зеленого цвета на теле земного шара символизирует готовность пойти безопасным и экологически чистым маршрутом.
Наконец, серия графических листов Камиллы Мурадовой «Преодоление» (Overcoming) создана на основе трагического опыта художницы, потерявшей отца во время первой карабахской войны. Исследуя связь между пространством и памятью, Камилла показывает, как личные истории разрушают коллективные стереотипы.
Все работы, поднимающие тему постконфликтного мира и перспективы мирной жизни, созданы по заказу Пространства современного искусства YARAT.
Куратор выставки – Фарах Алакбарли.
Выставка продлится до 27 апреля 2024 года.