Работы азербайджанских художников в Центре современного искусства YARAT
Ханлар Гасымов. Инсталляция «Я – Земля...». 2023

Выставка «Проверено, мин нет!» объединила работы, исследующие тему постконфликтного мира. Проект рассказывает об обществе, которое пережило войну и пытается восстановить разрушенные связи.

Экспозиция открывается инсталляцией «Я – Земля...» (I am EARTH...) живущего в Нью-Йорке художника Ханлара Гасымова. Размеченный участок земли на входе похож на вспаханное поле – мирный труд земледельца, тяжелые битвы за урожай. Видеоряд напоминает зрителю о том, что в критические моменты истории привычные понятия меняют смысл, и во время войны мирное поле может обернуться минным. Гасымов обращается к теме исторической памяти, не только человеческой. Земля тоже помнит, а ее культурный слой остается порой единственным свидетелем давно минувших сражений. «Я – Земля. Ты появляешься из моего чрева и вернешься ко мне. Я впитываю все, что ты делаешь, – твой яд и твою доброту», – произносит голос с экрана. Почва для инсталляции проделала символический путь из карабахского города Агдам и сел Камышлы, Сикнах и Дашалты.

Вусал Рахим. «Рекультивация». 2023

Продолжает тему заминированных территорий Сабина Шихлинская: художница поднимает вопрос культурного геноцида, говорит о разрушении исторического наследия, об утрате уникальной архитектуры – безмолвной заложницы любого вооруженного конфликта. В инсталляции «Опасность устранена. Мин нет» (Danger Cleared. No Mines. ANAMA) Шихлинская рассказывает о судьбе Ханского дворца в Шуше, где жила дочь последнего карабахского хана поэтесса и и художница Натаван Хуршидбану. Частью визуального ряда становятся пейзажи Шуши XIX века, нарисованные Натаван, миниатюрный портрет героини и камни, привезенные из современного Карабаха.

Бакинец Орхан Гусейнов, в серии работ «Местность» (Terrain), использовал изображения Карабаха из Google Maps. Подбирая текстуры, художник подчеркивает характерные узоры, возникающие в разминированных районах и демилитаризированных зонах. Гусейнов называет эти земли «безопасными убежищами» – не только для людей, но и для животного и растительного мира.

Камилла Мурадова. Серия «Преодоление». 2023

Эльтуран Мамедов в своей видеоинсталляции «Некруглые столы» (Non-Round Tables) обращается к эстетике традиционной чайханы, исследуя, как война влияет на повседневные ритуалы, а политический дискурс, транслируемый медиа, преломляется в разговорах простых людей. Частный круг мирной жизни, воплощенной в кружке чая, разрушается военными сводками. Официальные новости тут же подхватываются, пересказываются и передаются по кругу, становясь частью устного фольклора. Военный конфликт затрагивает глубинные пласты социальной жизни и оставляет там темный след.

Перформанс «Рекультивация» (Recultivation) Вусала Рахима обещает зрителям спокойное, идеальное будущее. Художник совершает символический жест, разрывая «минные цепи» и освобождая планету. Он выступает в роли демиурга новой реальности, перезапуская жизненно важные процессы. Вспышка зеленого цвета на теле земного шара символизирует готовность пойти безопасным и экологически чистым маршрутом.

Сабина Шихлинская. Инсталляция «Опасность устранена. Мин нет». 2023

Наконец, серия графических листов Камиллы Мурадовой «Преодоление» (Overcoming) создана на основе трагического опыта художницы, потерявшей отца во время первой карабахской войны. Исследуя связь между пространством и памятью, Камилла показывает, как личные истории разрушают коллективные стереотипы.

Все работы, поднимающие тему постконфликтного мира и перспективы мирной жизни, созданы по заказу Пространства современного искусства YARAT.

Куратор выставки – Фарах Алакбарли.

separator-icon
Орхан Гусейнов. Серия работ «Местность». 2023

 Выставка продлится до 27 апреля 2024 года.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»