В Москве открылась выставка посвященная образу женщины в культуре Востока
Джалсарай. Копия картины Сономцэрэна. Портрет супруги тушету-хана. Монголия, 1948.

На выставке «Другая красота» в московском Музее Востока задумались о том, какую роль женщина играла и продолжает играть в традиционном восточном обществе.

Главный подарок на свой столетний юбилей Государственный музей Востока сделал себе сам. В дни торжеств в главном особняке его ампирной усадьбы открылась выставка «Другая красота», посвященная образу женщины в традиционной культуре в шести географических регионах: Центральной Азии и странах ислама, на Кавказе, в Китае, Корее, Японии, а также в Юго-Восточной Азии.

На всех этих территориях отношение к женщине складывалось по-разному. «Для исламских стран женщина была и остается «сокрытым сокровищем», – говорит ученый-индолог Евгения Карлова, заведующая отделом искусств стран Ближнего и Среднего Востока, а также Южной и Центральной Азии музея. – Для мужчин, на протяжении веков живших в Центральной Азии, женщина исполняла роль боевой подруги. На Кавказе она была царицей, помещенной в центр мира, несмотря на все ритуальные ограничения. В Японии и в особенности в Китае к женщинам тысячелетиями относились как к арт-объектам: их корректировали и украшали, совершенствуя форму ступни или, например, бровей, чернили губы и даже зубы, пеленали ноги. В Юго-Восточной Азии женщина всегда оставалась хранительницей очага».

Единственным, что объединяет все эти разнонаправленные (и порой противоречивые) подходы, оказывается ощущение тайны красоты, бегущей определений, – и, таким образом, благоговейного созерцания чего-то ускользающего, эфемерного. Что, впрочем, не мешало мастерам запечатлевать эту красоту в самых разных предметах, которые и показывают на выставке: экспонатов более 600.

Османский гарем XIX в.

Из сугубо этнографического «вопрос о красоте» и сути женской роли оказывается для выставки едва ли не философским, весьма актуальным и для нынешних времен, очередной раз пересматривающих роль женщины в общественной и приватной жизни. «На первый взгляд, вопрос о том, что красиво, прост, и еще проще вопрос о том, кто красив. Но если углубиться, – размышляет Карлова, – становится очевидным, что у каждой страны свои каноны красоты, которые в разных частях света и в разные исторические эпохи могут быть диаметрально противоположными».

Куратор объяснила «Баку», что на «Другую красоту» отбирали не самые редкие и ценные предметы из фондов музея, но именно те, что лучше всего раскрывают идею «ускользающей женской привлекательности». Самые большие разделы посвящены исламским странам и Китаю. В кавказском зале «Другой красоты» экспонируется пара браслетов из азербайджанских фондов музея. Среди хитов нынешнего проекта – Дунганская коллекция, состоящая из свадебных одежд и приданого, а также, например, наголовный халат из Кореи.

В японском зале Евгения Карлова отмечает редкие куклы, два кимоно с поясом Оби, а также набор хрупких ксилографий. В азиатском зале представлены артефакты из Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Тайваня. А самым таинственным и интересным объектом «Другой красоты» оказалась реконструкция османского гарема XIX века. Для этого в выставочной анфиладе второго этажа построили специальную выгородку, украшенную аутентичными коврами и предметами «скрытого» быта женской половины традиционного османского дома.

Наиболее интересны, кажется, именно «мелочи жизни», из которых и состоят загадочные образы непостижимых восточных красавиц. Те самые китайские туфельки для маленьких ножек, измененных многолетним бинтованием. Сколько мук они, на вид такие изящные и невинные, приносили своим хозяйкам! А вот амулеты и ножные индийские браслеты, которые особенно эффектно должны звенеть при каждом шаге ступни, специально окрашенной хной.

В китайском разделе важное место занимают свитки и экспликации с цитатами из классического романа «Сон в красном тереме», объясняющем, какой именно должна быть идеальная женщина. Слова из этой волшебной книги мгновенно обретают материальное воплощение: рядом со свитками в Музее Востока расположены изысканные шелковые одежды с разнообразной вышивкой и фарфоровые статуэтки, изображающие утонченных красавиц – столь пленительных и манких, что мода на фарфоровые фигурки не проходит в Европе вот уже несколько столетий подряд.

Браслет. Азербайджан. 1948
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»