В США состоялась выставка Стасса Шпанина

В галерее Temple Contemporary университета Темпл в Филадельфии прошла выставка бакинца Стасса Шпанина «Земля Кольта». Яркий художник, начавший образование в Баку, а продолживший в США и России, представил новый проект, в котором осмысливает историю США XVIII–XIX веков.

Не только из азербайджанцев, но и из мировых художников вряд ли кто начал свой путь в искусстве так рано, как Стасс Шпанин. Сам он признается, что не помнит, когда впервые ощутил себя художником: «Ну, наверное, года в три-четыре». Первая выставка была в семь. В 12 лет Стасс попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой профессиональный художник: к тому моменту он уже регулярно выставлялся, его картины покупали музеи и известные коллекционеры. В 16 он дает интервью американскому телевидению и в ответ на вопрос «В каких странах у вас уже были выставки?» начинает перечислять: Италия, Израиль, Франция, Россия... Сейчас картины не по годам одаренного юноши находятся в музейных и частных собраниях, включая коллекции экс-президента США Джорджа Буша-младшего и Президента Азербайджана Гейдара Алиева.

Выставка в галерее университета Темпл дипломная – она знаменует окончание университета. Впрочем, к моменту, когда Шпанин стал его студентом, он уже и сам имел опыт чтения лекций в университетах, от американских Westfield State University и Hartford до российского «Сколково». Проект подводит итоги очередного этапа творческого пути Шпанина. Язык не поворачивается говорить такое о 26-летнем парне, но он и правда уже прошел длинный путь, переосмысляя для себя значение искусства.

Название Colt Land – игра слов. Colt по-английски произносится почти как cold, «холодный», и на слух воспринимается как «Холодная земля», но на деле Шпанин рассказывает частично правдивую, а частично придуманную им историю о полковнике Сэмюэле Кольте – одном из величайших американских предпринимателей XIX века, оружейнике, прославившемся благодаря своему знаменитому револьверу и поговорке «Бог дал нам права, а полковник Кольт их уравнял». По версии Шпанина, Сэмюэл Кольт приезжает в 1858 году в Санкт-Петербург, чтобы получить аудиенцию у императора Александра II. Аудиенции он не дожидается – император уехал по делам, – но оставляет царю в подарок револьвер с дарственной надписью. Последнее – достоверный факт.

Образность, которой пользуется Шпанин, – это шаблонная графика газет, рекламной и книжной иллюстрации позапрошлого века (массовая пресса появилась примерно в то же время, что и револьверы Кольта). Картинки из газет и технической литературы накладываются на гравюры, иногда наивные, с растениями и грибами, словно из учебников по природоведению, а иногда зловещих медицинских, с изображениями человеческих костей. Контур револьвера дробится на разные цвета и соседствует с простоватыми рисунками из детских книжек и учебников. Все вместе складывается в картину альтернативной истории, напоминающей то журналистское расследование, то лихо закрученные страшилки, которые любят выдумывать дети.

Стасс Шпанин попытался преобразовать музейное пространство в игровую площадку, где сопоставляются исторические символы и заимствованные образы. Его проект – это игра в историю, где посетители не пассивные зрители, а участники инсталляции. «Я понял, что прошлое не конкретно, – говорит он. – История – живая субстанция, а не застывший памятник, это постоянная эволюция идей. Я хочу подвести зрителя к осознанию этой зыбкости истории и дать ему возможность поиграть в многослойную игру ощущений и ассоциаций».

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»