Художник Стасс Шпанин
Фото: Из архива Стасса Шпанина

Стасс Шпанин родился в 1990 году в Баку; он художник, куратор, профессор Ратгерского университета (США) и приглашенный лектор Сколковского института науки и технологий в Москве. Его первая персональная выставка состоялась в Баку, когда ему было всего семь лет – он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой профессиональный художник.

Постепенно наивные, но выверенные классические натюрморты уступили место концептуальным экспериментам. Сегодня, выставляясь на лучших площадках по всему миру, Шпанин работает с историческими объектами и материалами, проводит визуальные культурные исследования в поисках новых смыслов и новой эстетики.

В его картинах нет выраженных мазков – только графические образы, заключенные в стерильной пустоте белого холста. Он создает визуальное напряжение между историческими фотографиями, артефактами, геральдикой и элементами природы. «Графичность и отсутствие мазков обусловлены желанием создать объективность, дистанцировать себя как художника, дать работам стать предметами, объектами», – объясняет Стасс.

Последние персональные выставки Шпанина трансформируют галереи в интерактивные площадки. Зритель становится соучастником. «Мне интересно создавать визуально притягивающее пространство, – говорит художник. – Я хочу заточить зрителя в ловушку абсурдно сопоставленных изображений, идей, поверхностей и историй».

«Небеса обетованные», 2018

«Около года назад я отправился в путешествие на машине в город Питтсбург, где когда-то жил художник Энди Уорхол. Сейчас там находится музей с самой большой коллекцией его работ.

По дороге мы останавливались в небольших городках, чтобы погрузиться в самобытную культуру постколониальной Америки. Блуждая по местному краеведческому музею, я наткнулся на свидетельства о браке, рождении и другие документы начала XIX века, которые были расписаны местными жителями. В этих свидетельствах я нашел причудливое соединение религиозной и американской символики – истоки противоречивой современной американской культуры. Соединив эти наивные образы в минималистичной композиции, переработав их в современной интерпретации, я создал работу «Небеса обетованные».

Для меня эта работа в некотором смысле реликвия. Помимо матовых, глянцевых и зеркальных виниловых я впервые использовал флуоресцентные краски, а также сверкающие блестки и направленный ультрафиолетовый свет. В результате картина в прямом смысле слова светится.

Новые художественные средства помогли мне достичь желаемого эффекта и дать зрителю еще один ключ к пониманию заложенных в работе смыслов. В том числе за счет красок я попытался дать иное прочтение живописной картины: что произведение искусства не только и не столько окно в мир художественной фантазии или индивидуального видения автора, а в первую очередь нечто плоское, материальное. Форма и содержание перекликаются в своей противоречивости».


Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»