Венецианская биеннале – 2019: радиозагадки

Независимая бакинская арт-компания Ta(r)dino 6 запустила в эфир Венецианской биеннале радио с загадками.

Фото: Александр Гронский

Знатоки Венеции рекомендуют всем впервые попавшим в этот город двигаться по одному-единственному маршруту – наугад. Венеция маленькая, в ней позволительно заблудиться, не покинув ее пределов. Только поплутав по переулкам и набережным, раскрываешь одну из важных особенностей этого странного города: здесь трудно делать что-то тайком. В Венеции – как на театральной сцене или в музее – принято всё выставлять напоказ. И хотя город стоит буквально «на лесах» (тысячах перевернутых свай), деревья на площади здесь встретишь редко. При этом сайт Conoscere Venezia («Узнать Венецию») перечисляет адреса как минимум двух сотен так называемых sconti – потаенных садов. Недоступные постороннему взгляду частные сады помогают венецианцам вести двойную жизнь, организовывать приватные вечеринки, скрывать знакомства и интриги. Побывав однажды в таком секретном месте, чувствуешь себя приобщенным к Венеции и ее тайнам.

Проект, который привезла на Венецианскую биеннале независимая бакинская арт-компания Ta(r)dino 6 при поддержке Гете-института, одним своим названием указывал посетителям на принадлежность к кругу избранных. Звуковая инсталляция Turandokht. Radio Riddles («Турандот. Радио загадок») была доступна для просмотра лишь в ограниченные часы одного дня, и только узкому кругу осведомленных зрителей. Чтобы получить доступ к инсталляции, нужно было не только зарегистрироваться на сайте, но и пройти географический квест по району церкви Сан-Тровазо. К слову, в самом соборе в этот день шла подготовка к музыкальному конкурсу, которая вполне вписывалась в концепцию Radio Riddles.

Несколько арт-критиков, услышав из-под свода музыкальные позывные, приняли церковь Сан-Тровазо за место проведения Turandokht и вполне удовлетворились результатом. Те же, кто проявил настойчивость в борьбе с Google Maps, романтично поплутав среди ангаров с прохудившимися гондолами, оказывались на канале Бонлини перед голубой дверью.

По задумке художника и диджея Фархада Фарзалиева, музыковеда Джахангира Селимханова, поэта Лейли Салаевой и куратора Асли Самедовой, каждый входящий получал возможность поиграть. Игра напоминала известную радиолюбителям «охоту на лис» и проходила в декорациях старейшего венецианского «потаенного сада». По аллеям с экзотическими растениями под ироничными взглядами античных богов бродили посетители в наушниках, которых при входе вооружили многоканальными приемниками. Танцующие под сенью деревьев нимфы и амуры были немало удивлены, когда в их мраморные телеса тыкали стрелами портативных ретрансляторов. Задачей было поймать и распознать звуки оперы Джакомо Пуччини «Турандот» среди потока перекрестных эфиров и белых шумов.

Для авторов этот проект – возможность напомнить о диалоге и взаимном влиянии восточной и европейской культур: по одной из версий, итальянец Карло Гоцци, сочиняя историю о принцессе Турандот, использовал один из сюжетов «Семи красавиц» Низами. Где, как не в Венеции, в образах которой, как в огромной копилке, перемешались арабские, персидские, римские, германские и византийские мотивы, вспомнить об этом.

Куратор проекта «Turandokht. Радиозагадки» Асли Самедова и художник Фархад Фарзалиев. Фото: Александр Гронский

Героиня оперы принцесса Турандот задавала своим поклонникам по три загадки – художник Фархад Фарзалиев озадачил своих зрителей много больше. Radio Riddles – это погружение в тщательно выстроенный фэнтезийный мир современной Турандот. В голове этой «принцессы» звучит не только музыка, но и сводки новостей, политические интервью, поэтические концерты, рекламные слоганы, эфирные помехи – и все эти звуки перемешиваются с пением птиц и шумом листвы потаенного венецианского сада.

«Тебя очаровывает не тишина, а отсутствие спешки. Молчание здесь – это отсутствие повседневного шума, который стал для нас второй натурой. Я всегда буду помнить тихое состояние блаженства», – говорит женский голос в наушниках.

Аттракцион, казалось бы, простой, но очень эффектный. Зритель, отрезанный от венецианской суеты, по замыслу авторов проекта, погружается в очень интимный процесс поиска. Вместе со звуковыми настройками и произвольным прочесыванием кустов он невольно выстраивает смыслы между теми композициями, которые мелькают в эфире, и соотносит их с визуальной средой, которая его окружает, – с симметрией аллей, с пластикой садовых скульптур и редкими встречами с другими визитерами этого тайного места.

Вообще нынешняя Биеннале довольно четко обозначила актуальные проблемы, которые стоят перед современными художниками. Традиционный художественный язык – картина, скульптура, фотография, видео – исчерпал себя и требует переосмысления. Это подтверждают и самые зрелищные проекты в национальных павильонах, и самые удачные находки художников и кураторов: все они обратились к театру, танцу, коллективным экспериментам.

Прошло время художников-одиночек, пришла эпоха коллективных действий и совместных проектов. То, что и кураторы азербайджанского павильона, и независимая бакинская арт-компания Ta(r)dino 6 почувствовали этот тренд, – очень важный итог текущего арт-форума. Как симптоматично и то, что инсталляция «Turandokht. Радиозагадки» подписана не именем одного автора, а является продуктом совместных усилий нескольких создателей. А каждый зритель получил в итоге персональную фотосессию, где он запечатлен не как свидетель, а как активный соучастник творческого процесса.

photo0
photo1
photo2
photo
Фото: Александр Гронский; Павел Метелицын
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»