В Национальном музее искусств в Баку открылась выставка художника Джавада Мирджавадова, основателя азербайджанского авангарда.
Творчеству Мирджавадова посвящен отдельный зал в Национальном музее искусств. На нынешней выставке представлены также работы, хранящиеся в частных коллекциях и у вдовы художника Любови Мирджавадовой. Всего зрители смогут увидеть более 40 полотен выдающегося авангардиста, занявших десять залов музея. Также экспонируются свидетельства жизни творца – страницы дневников, фото из семейного архива.
Мирджавадов был сердцем абшеронской школы живописи, художником и философом. Его называют одним из самых ярких азербайджанских диссидентов. Протест художника изливался в ярких, многоплановых композициях, в которых легко увидеть не только творческое, но и жизненное кредо художника. Победа добра над злом символизирует в его работах неизбежный конец советского строя, зиждившегося, по мнению Джавада, на крови и насилии. Но светлое начало в его работах непременно обладает мощной силой и устрашает не менее, чем темное, – оно способно постоять за себя. В портретах и вообще человеческих образах бьется и бурлит неукротимая сила жизни.
Многие образы в работах Джавада Мирджавадова столь монументальны и глубоки, что вызывают ассоциации с древними изображениями на скалах, посуде, оружии. Первобытной мощью веет от них, и оттого совсем не удивляешься, что наряду с полотнами в залах музея выставлены археологические находки, доселе хранившиеся в фондах: керамика, бронзовая посуда, украшения, оружие…
Предметы трехтысячелетней давности гармонично сочетаются с полотнами прошлого века – у них очень схожая энергетика.