Выставка Гейюра Юнуса в Музее современного искусства в Баку
Адам и Ева

В бакинском Музее современного искусства прошла ретроспектива, приуроченная к 70-летию живописца Гейюра Юнуса – большого мастера, обладателя уникального почерка и создателя собственного мира.

«В каждой работе есть тайна. Художник не думает о зрителе в процессе работы, как, например, писатель или режиссер: он практически всегда пребывает наедине с собой, – сказал однажды Гейюр Юнус. – Я не работаю на зрителя. Я делаю свое дело, и в этом мне помогают мысли и душа». И добавил: «Мне нравятся художники, которые могут противоречить себе».

Убежденность, твердость позиции, неустанный поиск дали результаты. Ни на кого не оглядываясь, двигаясь вперед, художник достиг той благословенной точки, где кончается реальность и начинается нечто другое: тайна, сказка, сон?

Он родился вскоре после войны, 26 марта 1948 года, недалеко от Баку, в сураханском поселке Амираджаны. На скалистой земле, где пахнет морем, среди заводов и нефтяных вышек прошло детство Гейюра Юнуса. Уже тогда он играл в художника – разумеется, знаменитого, – забираясь под стол и рисуя там свои первые картины. А вечерами сидел под инжирным деревом во дворе и смотрел на звезды.

На довольно раннее осознание себя и своего пути повлияло общение с родственником – легендарным живописцем Саттаром Бахлулзаде, личностью во всех отношениях неординарной. Известный своими лирическими пейзажами, мастер истово и виртуозно воспевал природу Азербайджана языком импрессионизма. Педагогами Бахлулзаде в московском Институте изобразительных искусств были Лев Бруни, Владимир Фаворский, Константин Истомин, Игорь Грабарь. Так что Гейюра Юнуса можно отчасти, через одно рукопожатие, тоже считать их воспитанником.

Устоять перед обаянием творчества Саттара Бахлулзаде и не попасть под его влияние было, конечно, трудно. В натюрмортах и пейзажах неофит начал подражать прославленному родственнику. В какой-то момент тот об этом узнал. «Гейюр, это мой творческий путь, – сказал он юноше. – Он ничего не принесет тебе. Ты должен учиться, и когда пройдешь свой поиск, обретешь свой путь». Эти отрезвляющие слова внучатый племянник запомнил на всю жизнь.

Метеорит

Юнус получил последовательное профессиональное образование: в 1971 году окончил Азербайджанское государственное художественное училище им. Азима Азимзаде, затем поступил в тбилисскую Академию художеств. К стилю, по которому сейчас узнают художника, он пришел в 1982 году, работая над портретом Хейран ханым, азербайджанской поэтессы первой половины XIX века, аристократки из Нахчывана, автора трогательных, пронизанных грустью стихов. Именно женские образы принесли художнику славу. Луноликие чернобровые красавицы-мусульманки смотрят огромными глазами прямо на зрителя. Древние шумеры изображали своих богов и царей с таким же миндалевидным разрезом глаз и сросшимися над переносицей бровями. И несомненно, тут слышны отголоски знаменитых фаюмских портретов.

Подобно персидской миниатюре, портреты, полные утонченной нежности, у Юнуса дополняются изображениями птиц, рыб, мифологических животных, диковинных цветов, яблонь, усыпанных сочными плодами. Лубочный примитивизм, манеру, свойственную наивным художникам, Юнус совместил со сложной символикой Корана. При этом в работе с цветом живописец проявляет изысканный лиризм: палитра чрезвычайно разнообразна, техника исполнения великолепна. Колорит у Юнуса сравним с перламутровой, будто вибрирующей поверхностью жемчужины, и здесь многие специалисты усматривают близость к мастерам Северного Возрождения.

Тончайший, будто какой-то нездешний оттенок становится подходящим фоном красочным пятнам, узорочью пестрых одежд героев и героинь, сплаву реального и мифического. В повседневности, нарочито простых позах, бытовых мотивах сокрыта бездна смысла. А в статичных фигурах и смиренных жестах рук считывается печаль, изломанность судьбы, несбывшиеся мечты.

Выставочную деятельность Гейюр Юнус начал в 1972 году. Его работы демонстрировались как в Азербайджане, так и за рубежом – от США до Алжира и от Англии до Ирана. Холсты Юнуса хранятся в важнейших музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея и Берлинский этнографический музей, а также в частных коллекциях. Юбиляр любит вспоминать, как в 1986 году приехавший в Баку Дэвид Рокфеллер увидел в галерее его работу «Адам и Ева». Полотно так тронуло сердце американского банкира и большого знатока искусства, что после распада СССР представители Рокфеллера вернулись в столицу Азербайджана и купили-таки картину.

separator-icon
Три сестры
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»