Выставка «Кялагаи: вчера, сегодня, завтра» в Ичери шехер

Это первая попытка в одном проекте рассказать и показать историю национального азербайджанского шелкового платка, а также всего шелководства на Южном Кавказе.

«Нет более красивого платка, чем тот, который создан мной», – гласит надпись вязью на дербентском платке кялагаи, сотканном в XVIII веке. Черный с широким бордюром из традиционной желтой буты – обычный для этого региона и периода, – этот платок один из ценнейших экспонатов на выставке «Кялагаи: вчера, сегодня, завтра», которая проходит в галерее «Кичик ГалАрт» в Ичери шехер.

Экспозиция, объединившая энтузиастов и любителей кялагаи по инициативе куратора проекта «Национальное наследие» Асли Самедовой, заняла все три этажа галерейного пространства. Сделав акцент на образовательной миссии через интерактив (на выставке можно потрогать варианты ткани, посмотреть видеоролик, повторить за моделью разные способы ношения кялагаи и даже предложить свой рисунок для будущего штампа), организаторы собрали уникальные материалы из азербайджанских и иностранных музеев. Основа выставки – платки из частных коллекций, в том числе из самых отдаленных уголков страны, собранные Русланом Гусейновым и Фуадом Джабраиловым, а также старинные кялагаи из коллекции дизайнера Натаван Алиевой.

Экскурсию лучше начать со второго этажа галереи, где выставлены древнейшие платки и редкие галибы (штампы): они демонстрируют не только многообразие кялагаи и региональные особенности, но и эволюцию развития производства. Например, гянджинские платки, в отличие от шекинских, плотнее и больше, а кялагаи из мест севернее Абшерона – темные и со швом по центру, так как в Дербенте не было собственного шелка, а привозной только узкий – не больше метра шириной.

Кялагаи был незаменимым элементом национальной одежды, и в оформлении использовались архетипические символы, с помощью которых его создатели могли рассказать целую историю. В советский период появились новые символы и соответствующие штампы. Доказательством тому уникальный экспонат – галиб с изображением профиля Владимира Ленина.

Анализ истории кялагаи невозможен без понимания развития производства шелка в регионе. На выставке представлена карта Закавказья XIX века, на которой обозначены области развитого шелководства (экспонат предоставлен грузинским национальным музеем). Она наглядно демонстрирует территории распространения ремесла в этот период. «На карте видно, что на территории нынешнего Азербайджана шелководство было развито на более чем 80% земель, – рассказывает Асли Самедова. – Местный шелк – шемахинский, шекинский, баскальский – активно экспортировали в Европу. На нашей выставке самые старинные кялагаи датированы XVIII веком. Очевидно, что их носили и раньше, о чем свидетельствуют изображения на гравюрах, но, увы, до наших дней эти тончайшие платки не дошли. Ведь наши прапрабабушки носили их постоянно, каждый день. Яркие – красные, желтые, разноцветные – на свадьбу, черные – в траур, спокойные – песочные и белые – в будни, а дорогие шафрановые с глубоким зеленым бордюром – после паломничества в Мекку. Когда ткань истончалась, заказывали или покупали новый».

После распада СССР вся система производства шелка рассыпалась. Но за последние годы благодаря работе по популяризации кялагаи на международной арене, проделанной Фондом Гейдара Алиева и лично Мехрибан ханым Алиевой, производство национального платка получило новую жизнь. Как говорит Асли Самедова, «именно благодаря государственной политике по возрождению и развитию отрасли мы можем наблюдать рост производства». И с гордостью добавляет: «Азербайджанские производители сейчас используют только свой шелк».

separator-icon
Куратор Асли Самедова, начальник Управления историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» Аскер Алекперов (справа) на открытии выставки.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»