Выставка Ладо Гудиашвили проходит в Баку
Автопортрет. 1950

В Центре Гейдара Алиева открылась масштабная монографическая выставка грузинского художника Ладо Гудиашвили «Жизнь в ритме танца». В экспозиции – живописные и графические работы мастера, сценография и предметы декоративно-прикладного искусства. Все представленные работы являются собственностью семьи художника и в Азербайджане выставляются впервые.

В студии Ладо Гудиашвили. Слева направо: Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, на переднем плане – Ладо Гудиашвили. Париж. 1924

Ладо Гудиашвили – художник уникальный, самобытный, соединивший в своем творчестве национальные мотивы и европейский авангард. Он получил широкое признание при жизни, что нечасто случалось с собратьями по цеху, и интерес к его творчеству по-прежнему высок: в 2012 году картина «У черного ручья» на аукционе Sotheby’s была продана за полтора миллиона долларов. В 2017-м Пушкинский музей показал выставку, посвященную грузинскому авангарду, поставив в название фамилию Гудиашвили в один ряд с кумиром художника Нико Пиросмани и товарищем Давидом Какабадзе. 

Лейли и Меджнун. 1962

Выставка в Центре Гейдара Алиева прослеживает путь Ладо от парижского периода до последних лет жизни. Родившись на исходе XIX века, в 1896 году, Гудиашвили рисует с детства, а в 14 лет поступает в Тифлисскую школу живописи и скульптуры. Спустя всего год после ее окончания, в 19, проходит первая персональная выставка, сразу сделавшая Ладо имя в художественных кругах. В 1919-м он показывает свои работы на выставке в тифлисском храме Славы, и это становится судьбоносным шагом для будущей карьеры: Общество поощрения художников отправляет Гудиашвили на стажировку в Париж. В столице Франции, на тот момент центре мировой художественной жизни, продолжает формироваться его уникальный стиль. Ладо быстро обрастает знакомствами: Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Сергей Дягилев – вот неполный список тех, с кем дружил художник, с кем вел жаркие споры об искусстве в легендарном кафе «Ротонда».

Весна. 1960

Это пространство не осталось забытым – ему посвящено несколько произведений мастера, представленных на выставке в Центре Гейдара Алиева. Две работы позднего периода заслуживают особого внимания: на одной изображен Пикассо, его сопровождает спутница в цилиндре, словно сошедшая с картин самого Пабло; на другой – Амедео Модильяни, товарищ Гудиашвили, в компании девушки с лебединой «модильяневской» шеей. 

На графической работе из ранней парижской серии мы встречаем Чарли Чаплина, деловито обсуждающего будущее кинематографа со своим импресарио. Кажется, вот они рядом, будто живые, стоит только руку протянуть.

Очаровав парижских критиков восточным колоритом и самобытностью, Гудиашвили неожиданно возвращается в Грузию. В 1926 году в Тифлисе проходит выставка работ парижского пери¬ода – публика принимает их благосклонно.

Как многие представители авангарда, более свободным в творческих поисках мастер чувствовал себя в сценографии: он много работает для театра над декорациями спектаклей. В экспозиции можно увидеть эскизы костюмов к балету, который, к сожалению, так и не был поставлен.

В середине ХХ века Ладо Гудиашвили – один из самых известных на Западе грузинских художников. Он успешно реализует себя в разных жанрах: пишет маслом и акварелью, активно сотрудничает с театром, иллюстрирует книги и расписывает церкви.

Фея из Набахтеви. 1971

Одной из главных тем волшебной вселенной Ладо Гудиашвили и лейтмотивом большинства его работ, представленных на выставке в Баку, являются женские образы. На полотнах прекрасную даму часто сопровождают животные: зеленые и красные кони, маленькие обезьянки, а также лани, ставшие вроде визитной карточки художника. На автопортрете, который организаторы выставки разместили в биографической части экспозиции, художник изобразил себя именно в компании маленькой лани и обезьянки.

Одна из работ, представленных в экспозиции и украшающая каталог выставки, посвящена трагической истории Лейли и Меджнуна, воспетой поэтами Низами Гянджеви, Физули и Алишером Навои. На масштабном полотне, напоминающем по колориту средневековую фреску, Лейли и Меджнун о чем-то беседуют, их взоры устремлены друг на друга.

Смыслообразующей нотой выставки является танец – неслучайно он вынесен в название проекта. Художник и сам увлекался танцами, исполнял грузинский национальный танец кинтаури. Неудивительно, что многие свои работы он посвятил движению, танцу как важнейшей части жизни. Эти полотна также представлены в экспозиции.

separator-icon
Чарли Чаплин в кафе «Ротонда». Надпись на обороте, сделанная рукой художника: «Чарли Чаплин и его импресарио в кафе «Ротонда». Париж. 1921»

Экспозиция открыта в Центре Гейдара Алиева до 24 апреля.

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»