Азербайджанские музыканты сыграли с симфоническим оркестром Санкт-Петербурга

Солнце, Средиземноморье и Каспий:в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся концерт выдающихся азербайджанских музыкантов.

Выступление Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии – всегда событие. Оркестр, недавно отметивший 90-летие и работавший с такими великими дирижерами, как Евгений Мравинский и Юрий Темирканов, всегда демонстрирует высочайшее качество исполнения. На этот раз интерес публики был особенно велик: в программе были обещаны не только сочинения азербайджанских и русских композиторов, но и премьера новой версии Сюиты № 2 Сергея Рахманинова, созданной бельгийским композитором Александром Варенбергом специально для этого вечера. За пульт встал главный дирижер Азербайджанского театра оперы и балета Эйюб Кулиев.

Исполнение музыки, хорошо знакомой аудитории, всегда экзамен для оркестра. Симфонические гравюры Кара Караева «Дон Кихот» как раз из таких произведений: чуть ли не каждый меломан может пропеть мелодию наизусть. Тем интереснее было слушать интерпретацию Эйюба Кулиева и петербургского коллектива: любимая музыка прочитывалась свежо и ясно, оркестранты будто заново вместе с публикой перечитывали знаменитый роман и пересматривали фильм Григория Козинцева, к которому было написано сочинение.

Второй опус Караева, прозвучавший на вечере, не менее известен, но уже в академических кругах, да и подпевать ему смогли бы немногие. Концерт Фикрета Амирова и Эльмиры Назировой на арабские темы для фортепиано и оркестра был написан великим композитором и пианисткой-виртуозом в 1957 году. Симфонический оркестр в нем имитирует звучание национальных инструментов – его мощь словно обнимает публику, звуки Востока наполняют аудиторию. Яркий темп, солнце в каждой ноте; в анданте вдруг надвигается тьма – но она будет побеждена, и в финале снова грянет народный праздник. Фархад Бадалбейли за фортепиано и чутко слушающий его оркестр получили заслуженную овацию.

Из репертуара русских классиков выбрали Итальянское каприччио Петра Ильича Чайковского. Одно из самых счастливых, не тронутых печалью произведений композитора, прозвучало бурно и нежно одновременно. Чайковский, в 1879 году попав в Италию, о которой давно мечтал, приехал в Рим в самый разгар карнавала – и его захватила взбалмошная, шумная, радостная толпа. В Итальянском каприччио он отразил даже некоторые бытовые детали своего путешествия: окна отеля, в котором он остановился, выходили на казарменный плац, где каждый вечер исполняли сигнал на фанфарах. С них и начинается Каприччио, легкое, как колебания теплого воздуха на закате летнего дня, а затем погружающее слушателя в стихию народного танца. За эту легкость петербургская публика позапрошлого века признала сочинение «несерьезным» – ведь в нем никто не страдал! Чайковский дописывал произведение уже дома, и в финале Италия стихает, как эхо прошлого. Все это виртуозно воспроизвел петербургский оркестр, ведомый Эйюбом Кулиевым, – от начала карнавала до элегических воспоминаний о нем.

Обещанную премьеру – новую версию Сюиты № 2 Сергея Рахманинова для двух фортепиано с оркестром – публике предъявили под конец. Александр Варенберг не первый год работает с рахманиновским наследием: в свое время он получил на это благословение Александра Рахманинова, внука композитора, основавшего фонд имени деда. Сенсацией, вызвавшей много споров, стала переработка Варенбергом Второй симфонии Рахманинова в Пятый фортепианный концерт. С Сюитой бельгиец обошелся менее радикально – все же он редактировал уже существующее сочинение. Споры критиков вокруг получившегося произведения еще впереди, но уже понятно, что публике оно понравилось.

Рахманинов написал Сюиту № 2 в 1901 году, посвятив ее композитору Александру Гольденвейзеру: у того дома было два рояля, и друзья часто музицировали вместе. Объединение в концерте Чайковского и Рахманинова оказалось неслучайным: Сюита № 2 также апеллирует к итальянским темам, в ней, как и в Итальянском каприччио, звучит тарантелла (иногда, правда, слегка воинственная). Два солиста – Фархад Бадалбейли и Мурад Адыгезалзаде – видимо, наслаждались яркими красками музыки, и ведомый Эйюбом Кулиевым оркестр был с ними на одной волне. Так азербайджанские музыканты принесли солнце и счастливые мелодии юга в Санкт-Петербург, где лето так быстротечно, и за это петербуржцы были им благодарны вдвойне.

separator-icon
Фархад Бадалбейли, Мурад Адыгезалзаде и Эйюб Кулиев
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»