Выставка Луиса де Соузы в Баку: иллюстрации к жизни
Справа – директор Центра Гейдара Алиева Анар Алакбаров и художник Луис де Соуза

В работах бразильца Луиса де Соузы переплелись иллюзии и реальность, прошлое и настоящее, ирония и философские размышления о всевластии времени. Символично, что персональная выставка в Центре Гейдара Алиева открылась в день рождения художника: колесо времени сделало очередной поворот в его жизни.

«Выражение вечности» – так де Соуза назвал свой проект. В его воображаемом мире с вечностью контактируют шуты. Эти симпатичные персонажи в масках и с расписанными лицами странствуют во времени, парят в пространстве, играют в кубики, составляя из них то загадочные, то знакомые слова. Впрочем, игра – лишь иллюзия: на самом деле шуты обладают высшими знаниями и особыми умениями. Они управляют временем, прекрасно зная о его нелинейности, и пребывают в вечности вне конкретного исторического периода. Они строят города и носят их на своих шляпах, катаются на велосипедах пенни-фартингах и современных байках. Некоторые шуты показывают нам театр марионеток, внимательно вглядываются в нас, приглашая к диалогу; другие отвернулись – сидят вместе с псом на крыше старого автобуса, внутри которого плавают рыбы. Картины насыщены символами: книги, птицы, шары, зонтики – все идет в дело для изображения вечности.

Серия «Время». Молодость I

Несколько работ Луис де Соуза написал специально для выставки в Баку. «Путешественники во времени», «Поглощенный временем», «Обратный отсчет» – в этих работах он размышляет о разрушительной деятельности человечества, уничтожающего Землю. Вместе со своими персонажами художник будто пытается повернуть время вспять и посмотреть на современность из прошлого – а может быть, из будущего.

Фольксваген «Комби»

Луис де Соуза родился в 1971 году в бразильском городе Лауру-Мюллер штата Санта-Катарина. Рисовать он начал в три года, а чуть позже уже лепил рождественские вертепы из глины. Став взрослым, он не забыл увлечение: де Соуза – автор необычных скульптур, которые делает из бытовых отходов, а затем воспроизводит в алюминии.

Освещенный

Ранние визуальные воспоминания художника связаны прежде всего с церковными росписями в католических храмах. Не меньше его поразили репродукции Сальвадора Дали и Кандинского, увиденные в книгах старшей сестры.

Синтез I

Первое образование Луис получил в области рекламы и дизайна. Поначалу он иллюстрировал книги, и эта работа заметно повлияла на его стиль живописи. С 1997 года молодой человек начал участвовать в выставках.

Бал-маскарад

В своем творчестве де Соуза переосмысляет европейское художественное наследие и южноамериканскую культуру. Вермеер, Караваджо, Сальвадор Дали, де Кирико, Вито Кампанелла, Рене Магритт – в его работах можно увидеть аллюзии на всех этих мастеров. Связь прослеживается в манере письма, тонкой проработке светотеней, тщательно выстроенной перспективе, позах героев, внимании к деталям. А еще – в некоторых излюбленных приемах и сюжетах, знакомых по картинам европейских живописцев: картина в картине, далекий пейзаж в окне, игра с зеркалами, изображения городов, напоминающие скрупулезно прописанные ведуты (городские виды) итальянцев эпохи Возрождения.

Путешественники во времени

Сами образы де Соузы имеют глубокий подтекст: за ними стоят многовековая культура карнавалов, средневековые странствующие шуты и акробаты, европейский ярмарочный театр, балаганы. Шуты вовлекают нас в свои представления так же, как когда-то это делали на городских площадях персонажи комедии дель арте: Арлекин, Панталоне, Капитан. Те спектакли были не просто развлечением, а завуалированными посланиями обществу, сигнализирующими о проблемах, которые порой нельзя было обсуждать открыто. То же самое делает де Соуза. При всех культурно-исторических аллюзиях художник не замыкается в прошлом – его персонажи неуловимо современны, и в иносказательной форме автор делится размышлениями о повседневности, экологии, политических и социальных проблемах, размышляет о добре и зле и человеческих страстях.

Подобно средневековым актерам, через игру и целительный смех де Соуза говорит о серьезном. Наша задача – услышать его.

Выставка продлится до 1 апреля 2026 года.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»