Выставка «Потенциальные миры: планетарная память» открылась в музее Migros в Цюрихе
Библиотека для птиц Цюриха. 2016/2020. Марк Дион

Проект посвящен экологии и рассказывает об истории взаимоотношений человека с природой.

Нынешнее десятилетие в современном искусстве можно назвать «временем экологии»: эта тема становится специализацией многих художников и определяет выставочные стратегии мировых музеев и биеннале. Выставка «Потенциальные миры: планетарная память», открывшаяся в цюрихском музее, подхватывает эстафету у кассельской «Документы» (2017) (важнейшей для мира искусства выставки, проходящей раз в пять лет), Триеннале в Милане (2019) и Биеннале в Стамбуле (2019), Музея современного искусства «Гараж» в Москве и лондонской Королевской академии искусства, ставшей последним пристанищем путешествующей выставки Eco-Visionaries – ролевой модели арт-экологических проектов недавних лет. 

Библиотека для птиц Цюриха. 2016/2020. Марк Дион

«Планетарная память» заявлена как первый этап выставочной дилогии, подготовленной швейцарским куратором Хайке Мундер и ее азербайджанской коллегой Суад Гараевой-Малеки, художественным руководителем организации YARAT. Символично, что, едва начавшись, швейцарская выставка вынужденно оказалась недоступной для посетителей по причине охватившей мир биогенной катастрофы. В итоге даты работы первой ее части в Цюрихе продлили до октября, вторая часть запланирована на ноябрь.

Драматургия выставочной дилогии, по замыслу кураторов, развивается от прошлого к будущему. «Планетарная память» отражает историю взаимоотношений человека с природой, на разных этапах оказывавшейся вплетенной в сеть экономических, торговых и колониальных сценариев развития мира. Вторую выставку – «Эко-фантазии» – планируется посвятить альтернативным версиям будущего. По словам Гараевой-Малеки, кураторов интересовали не злободневные проекты, которые просто указывали бы на проблемы климатического кризиса или им подобные, но работы, демонстрирующие более глубокое понимание вещей и собственный взгляд на них – фантастический, реалистический или политический, но «всегда имеющий более существенную завязку, нежели констатация проблем». На выставке представлены работы со всего мира, которые, как выразила надежду Гараева-Малеки, дадут повод и азербайджанским художникам критично отнестись к этой теме (пока местных авторов в обеих экспозициях нет).

Мы вернемся. 2017. Калуанджи Киа Хенда

Примером сложного переплетения визуального и критического повествования в первой части выставочной дилогии стало видео Урсулы Биман «Глубинная погода». Кадры, снятые на месторождениях битуминозных песков в Канаде, добыча которых обернулась бедствием для местной экосистемы и населения, чередуются с рассказом о жителях Бангладеш, возводящих искусственные укрепления в местах эрозии береговой линии, и эрозия эта тоже является результатом разработки месторождений в далекой Канаде. В одном случае деятельность человека оказывается разрушительной и меняет естественный ландшафт, остававшийся нетронутым со времен аборигенов. В другом случае она становится коллективным актом противостояния стихии, разрушающей жизненную среду, очертания которой размываются прибывающей водой.

Глубинная погода. 2013. Урсула Биман

Американский художник Марк Дион построил на выставке библиотеку по орнитологии, поместив книги в гигантскую клетку и разбросав в ней орудия охоты на птиц. Инсталляция напоминает о связи научного знания и прогресса с историей насилия и колонизации природы. И одновременно проблематизирует соотношение научных построений, придуманных человеком, и природы как «вещи в себе». Прилаживать одно к другому подчас не более осмысленно, чем проповедовать пернатым.

Мария Тереза Альвес обратилась к истории распространения по планете растений, показав, сколь значительна в этом процессе роль человека, способствовавшего расселению флоры по поверхности Земли. Биологические иллюстрации перемежаются с историческими вставками и расклеены по стенам выставочных залов наподобие научно-художественных диаграмм. Ко всему прочему, экспонаты бросают тень на представления о «естественности» мирового ландшафта, который на поверку оказывается сформированным при участии людей.

OR-BIT 1. 2016. Монира Аль Кадири

В мире настоящего поверхность планеты сверлится бурами нефтяных вышек (объекты Мониры Аль Кадири), а на дне океанов залегают подводные телекоммуникационные кабели, по которым информация мгновенно распространяется по миру поверх любой географии (фильм Табиты Резайре). Мир города, который расползается по поверхности земли, вытесняя с нее прежних обитателей, как в фильме Калуанджи Киа Хенды, в котором рассказ об урбанизации современной Анголы ведет черная антилопа, национальный символ страны. Каким будет мир будущего? На этот вопрос попытаются ответить участники второй части проекта «Потенциальные миры: эко-вымыслы».

Согласно представлениям турецкой художницы Пинар Йолдаш, живым существам со временем придется выработать фермент, расщепляющий пластик (на выставке она открыла настоящую лабораторию). Именно такие существа сумеют выжить в дистопическом грядущем мире, в котором не останется места людям. Управлять этим миром станет искусственный интеллект, спрятанный в фигуре кошки из другой инсталляции Йолдаш Kitty AI, и проблемы людей будут беспокоить его не более чем киборгов из работы китаянки Цао Фэй «Румба II: кочевник»: в ней эти киборги очищают от мусора Землю.

Семена перемен: Нью-Йорк. Ботаника колонизации. 2017. Мария Тереза Альвес

Человеку будущего, по версии художников, придется научиться сосуществовать с другими живыми организмами на равных правах, а не с позиции превосходства. Художница Майлис Петра придумала установку с набором электродов, считывающих электрические сигналы растений. На выставке зрителям предложат с ее помощью непосредственно пообщаться с миром флоры. Есть и более неоднозначные варианты симбиоза. Дуэт Майкла Бёртона и Мичико Нитты изобрел маску из водорослей, которые насыщают ткани человеческого тела кислородом и одновременно сами питаются ими.

Точка в этой теме не поставлена. После завершения обеих частей проекта в Цюрихе они приедут в Баку и проработают в Центре современного искусства YARAT осенью 2020-го – весной 2021 года. Некоторые объекты для азербайджанских выставок уже обговорены – например, работа американского художника Джимми Дарема. Для бакинской экспозиции американец соберет десятки речных камней, которые разбросает по выставочному пространству и при входе в YARAT, превратив осмотр экспозиции в тест на ловкость и внимательность зрителя (камни – экспонаты, их нельзя будет трогать и перемещать с места на место) и посеяв в нем страх быть вытесненным бесхитростными объектами неживой природы.

separator-icon
Глубинные течения. 2017. Табита Резайре
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»