В мае в Азербайджане прошла велосипедная гонка «Тур д’Азербайджан». Горный серпантин Большого Кавказа выступил в новой для себя роли велотрассы, одной из самых зрелищных в мире. Об увиденном, а также о том, что такое велосипедный спорт и за что его любят, рассказывает Адамо Антонеллини.
1 этап
Баку, 11 кругов по 14,3 км, 157 км. Победитель Кристоф Швайцер
Велосипедисты – странные люди. Проводят в седле по восемь-десять часов практически каждый день в году. То утомительные подъемы, то опасные спуски; то пыль, то грязь. Дороги то гладкие и скользкие, будто намазанные маслом, то разбитые. Солнце печет голову или, наоборот, холод сводит мышцы даже в середине августа, когда приходится крутить педали на таких высотах, где даже кислород – роскошь.
Странные люди, в общем, особенно если учесть, что велосипедный спорт – один из самых жестких как в подготовке, так и в дисциплине, и при этом среди гонщиков не бывает «селебрити», как среди футболистов или волейболистов. Деньги, красивые женщины, светская жизнь? Ничего такого про велосипедных чемпионов не слышно. Какую же цель они преследуют, садясь в седло и крутя педали со скоростью примерно 50 км/ч (а на крутых спусках скорость зашкаливает за 100, и это при чисто символической защите – пластиковом шлеме)? Мне кажется, ответ в том, что велосипед – это не просто спорт, но, как никакая другая спортивная дисциплина, метафора жизни: подъемы и спуски, одиночество в наиболее трудные моменты, командная игра, которая приводит к победе, падения, несчастные случаи, травмы, а потом снова возвращение на дорогу, радость и боль, усталость и удовлетворение. Никаких скидок, хитростей и легких путей. Как в жизни.
Первая международная гонка в Азербайджане прошла в этом году с первого по пятое мая. На ней не было сегодняшних чемпионов первой величины – Уиггинса и Контадора, Жильбера и Эванса, Нибали и Канчеллары, зато были другие, наступающие чемпионам на пятки опытные гонщики; было много и совсем молодых надежд. В велосипедных гонках имеют значение не только имена спортсменов, но и названия профессиональных команд, представляющих участников. В Азербайджан приехали известные континентальные команды (Rabobank, Leopard-Trek, Astana) и престижные национальные (Испания, Австралия, Литва) – в общей сложности 24, в каждой по шесть участников. Очень мощно выступила недавно созданная азербайджанская Synergy Baku Cycling Project, несмотря даже на то, что перед самым началом соревнований лидер команды получил травму и выбыл из игры. Это была интересная и напряженная гонка, о чем сообщали многочисленные аккредитованные иностранные корреспонденты. Каждый из пяти этапов транслировал телеканал Eurosport.
Всё началось с Tour de France и Giro d’Italia. Именно эти два названия сильнее всего будоражат воображение всех, кто неравнодушен к велосипедам, вызывают в памяти эпические сражения и легендарные триумфы, а для спортсменов они символизируют наиболее желанные трофеи, которые только можно заработать в своей карьере.
2 этап
Баку-Исмаиллы, 183 км. Победитель Сергей Гречин
Французский и итальянский «туры» – старейшие и главные в мире многоэтапные велогонки (первая проводится с 1903 года, вторая – с 1909-го). Каждая длится три недели и состоит из 21 этапа с двумя днями отдыха. Ежегодно маршрут меняется, но длина его в среднем всегда составляет чуть более 3000 километров. Выигрывает гонку тот, кто проезжает всю дистанцию – то есть все этапы суммарно – за наименьшее время. Эта скупая формулировка, конечно, не передает всей сложности, стратегии, магии этой игры. Технически можно стать победителем всей гонки, не выиграв ни одного этапа, но выиграть этап – одна из главных амбиций любого спортсмена: ты «король на день».
И потом, что такое этап? Это может быть плоский отрезок пути (трудно оторваться от преследователей, часто к финишу приезжают едва ли не все скопом, и победа решается одним стремительным рывком за несколько метров до линии). А может быть изматывающий подъем (длина этапов доходит до 300 километров) или спуск. Но чаще, конечно, на горных этапах спуски и подъемы сменяют друг друга с завидным постоянством. Тут чем больше выбиваешься из сил, тем больше шансов заработать преимущество. Или же бывает этап «по хронометру»: каждый стартует со своим временем и должен гнать, не давая себе пощады и не глядя по сторонам.
В первом случае побеждает самый сильный, во втором – самый выносливый, в третьем – самый быстрый. В конечном итоге гонку выигрывает идеальный спортсмен: сильный, внимательный, умный, способный рассчитывать свои возможности и просчитывать стратегию.
Исмаиллы
Самые великолепные виды Большого Кавказа – на дороге, ведущей от Исмаиллы на северо-запад, к Шеки. Горы во всей красе и мощи: седые от снега массивные вершины, предгорья покрыты густыми изумрудными лесами, горные реки похожи на застывшие в движении песчаные бури, а луга весной покрываются ковром из алых маков, за которыми расцветают и другие полевые цветы.
Хотя победитель у гонки один, ее внутреннее устройство довольно сложно: она состоит из нескольких классификаций, и лидеру каждой из них («лучший среди спортсменов до 23 лет», «горный король», «гонщик с наибольшим количеством очков в спринтерском зачете», «самый воинственный») ежедневно выдают майку соответствующего цвета. Лучший гонщик во Франции носит желтую майку, в Италии – розовую.
Структура «большой классики» стала образцом почти для всех нынешних велосипедных гонок, проходящих в разных странах – от Бельгии и Англии до Катара и Турции. Лидер «Тур д’Азербайджан» надел голубую майку.
3 этап
Габала-Огуз-Шеки-Габала, 165 км. Победитель Виталий Попков
Габала
Габала была столицей одной из древнейших цивилизаций – Кавказской Албании. Здесь жили люди с разными традициями и культурой, они говорили на разных языках и верили в разных богов; найденные при раскопках осколки тех эпох можно увидеть в Историческом музее. Этот старейший в предгорьях Кавказских гор город окружает фантастической красоты природа, и на габалинские горные курорты приезжают люди со всей страны.
В первый день турнира победителем стал немец Кристоф Швайцер из «домашней» команды Synergy Baku Cycling Project. Первый этап гонки проходил по улицам Баку; закольцованный маршрут длиной 14,3 километра по новой части города спортсмены проехали 11 раз. Вскоре после старта определилась группа лидеров из 18 участников, державшаяся от остальных на серьезной дистанции, и Швайцеру, в нее не входившему, пришлось постараться, чтобы не только нагнать, но и перегнать соперников – это случилось на последних метрах перед финишем. Захватывающее зрелище!
На втором этапе спортсмены должны были проехать от Баку до Исмаиллы – 183 километра по удивительной красоте долинам (тут надо отдать должное съемкам с вертолета – именно они позволяют в полной мере оценить красоту пейзажа). Точка отправления – новый бакинский Велопарк, очень хорошо оснащенный; это дает представление о том, насколько серьезно относятся в Азербайджане к этому мероприятию, к популяризации велоспорта в частности и к спорту в целом. Судьбу этапа решила группа спортсменов, оторвавшаяся от коллектива на 45-м километре; еще через несколько километров из ее участников осталось пятеро: Гречин, Суруткович, Кожатаев, Монье и Вилела. Последнему, по результатам классификации, в конце этапа отошла красная майка («горный король», то есть лучший на подъемах), а победителем этапа и обладателем голубой майки стал украинец Сергей Гречин, который километр за километром оставлял позади своих соперников. Сразу за ним (с 51 секундой отставания) к финишу пришел Александр Суруткович, а основная группа приехала аж через 4 минуты 19 секунд. Этот этап в конечном итоге оказался решающим для исхода соревнований.
Третий этап гонки разворачивался на живописном участке дороги от Габалы до Шеки. От преследователей сразу оторвалась группа спортсменов: Морган, Попков, Брейкс, Фонте, Йенсен и Коноваловас (литовец, победитель престижной гонки с хронометром на Giro d’Italia вокруг Колизея). Оторвавшись на 40-м километре гонки, они двигались единым коллективом, пока вперед не вырвались Брейкс и Попков. Последний и стал победителем этапа, но расстановку сил в классификации это не изменило: лучшим по-прежнему оставался Сергей Гречин.
Шеки
Древний город Шеки – один из самых богатых и жизнерадостных в Азербайджане. Здесь летний Дворец шекинских ханов с резными панно, расписными фризами, разноцветными витражами-шебеке. Но и весь Шеки обещает изысканные удовольствия: под сводами древних памятников звучит восточная музыка, а в тени высоких чинар вкушают истекающую медом шекинскую пахлаву.
4 этап
Габала-Шамаха-Пиркули, 115 км. Победитель Ян Хирт
Так получилось, что Габала стала одним из главных мест действия «Тур д’Азербайджан» – его участники два раза стартовали отсюда и один раз здесь финишировали. Поприветствовать их и посмотреть на мероприятие собрались, кажется, сотни жителей, и это еще одна удивительная особенность велогонок. Глядя на тысячи и тысячи людей вдоль дорог, по которым проезжают гонщики, понимаешь, что этот спорт любим как мало какой другой. И не только во Франции, Италии и Испании, но и на севере Европы, в Голландии и Бельгии, где проходят известные весенние однодневные гонки и где почти у всех есть велосипеды, где практически у каждой дороги есть дублер в виде велодорожки. Зрители занимают места на поворотах, иногда за день или два до того, как гонка доберется до их краев, иной раз ночуя в палатке, и все ради того, чтобы увидеть, как промелькнут, крутя педали, яркие фигуры гонщиков. И, может быть, если повезет, подобрать на память пустую пластиковую бутылку из-под воды, выброшенную на обочину кем-то из чемпионов. Что особенно удивительно – зрители болеют сразу за всех, приветствуют, встречают одобрительными аплодисментами каждого спортсмена, а не только своих фаворитов. Часто на телетрансляциях случается видеть, как какой-нибудь фанат, одетый в костюм панды или, например, викинга, выбегает на трассу, чтобы пробежать несколько десятков метров рядом с велосипедистами. И в этом нет ни капли агрессии или злого умысла.
5 этап
Баку, 12 кругов по 12 км, 114 км. Победитель Томас Вайткус
Пиркули
От вершины, на которой находятся Пиркули, зеленые горы, как гигантские волны, расплескиваются во все стороны до самого горизонта.Иностранцы, пытаясь сравнить с чем-нибудь этот пейзаж, часто вспоминают шотландские и британские холмы, в особенности Йоркшир с его низким нахмуренным небом. Из Баку – два с половиной часа на машине. Зимой сюда приезжают кататься на горных лыжах, а летом – карабкаться по крутым горным тропам, спускаться в ущелья, ездить верхом и смотреть на звезды.
Четвертый день гонок снова начался в Габале; отсюда гонщики отправились на высоту 1400 метров в Пиркули, высокогорную станцию, украшающую собой поистине захватывающий пейзаж. Этот этап гонок называется королевским из-за крутого подъема на финише короткой (115 километров) дистанции, и королем дня стал 22-летний чешский гонщик Ян Хирт, которому удалось оторваться от основной группы на участке, предшествующем 25-километровому финишному подъему.
В последний день участники «Тур д’Азербайджан» снова вернулись в столицу: 12-километровый маршрут пролегал по улицам города, с видом на великолепные небоскребы – башни Огня (гонщики должны были пройти его 12 раз). Выиграл этап литовец Томас Вайткус, опытный профессионал, ранее выступавший за команды Discovery Channel, Astana и Radioshack, бывший чемпион мира среди спортсменов до 23 лет, давно не выигрывавший одиночных соревнований. Однако это все равно не сдвинуло с первой строчки классификации Сергея Гречина – он и стал победителем гонки «Тур д’Азербайджан». Зеленая майка лучшего спринтера по результатам всей гонки досталась Кристофу Швайцеру, красная «горного короля» – Коннору Макконви, бело-фиолетовая «лучшего молодого гонщика» – Бахтияру Кожатаеву, а пламенная, для «лучшего азербайджанского гонщика», – Эльчину Асадову. Асадов, правда, в этот раз был среди участников велогонки единственным азербайджанцем. Но это только пока. Команда организаторов тура очень воодушевлена успехом: спортсмены первой азербайджанской профессиональной команды Synergy Baku Cycling Project готовятся к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро и к «Тур де Франс».