9 самых важных лент «Азербайджанфильма»

«Аршин мал алан»

1945. Реж. Рза Тахмасиб, Николай Лещенко. В ролях% Рашид Бейбутов, Лейла Джаванширова, Алекпер Гусейн-заде

«Сердце стонет как свирель» – чеканный профиль молодого Рашида Бейбутова на фоне гор с первых минут задает строй любимого фильма Мао Цзэдуна. Сюжет из старой оперетты 1913 года, решенный режиссером Тахмасибом в нежной и колоритной манере «погляжу на нежный рот, на бровей твоих полет»: богач Аскер не готов жениться, не увидав заранее лица невесты. Тогда он отправляется торговать ситцем и муслином, так как подобные продавцы в качестве потенциальных мужей не рассматривались и их пускали в девичьи покои.

Фильм, как известно, дублирован на 86 языков, и там было что переводить, так как изъясняются персонажи преимущественно тостами да сказочными приговорками: «да перейдут ко мне твои болезни», «я не co всяким ханом сажусь за плов», «давай родниться в две головы». Фильм снят в 1945 году, и в этом смысле показательна сцена финального пира: в ней уже примелькавшийся колорит гранатов, четок и шербета выходит за пределы собственно экранного времени и превращается в высокий вольтаж очищающего послевоенного праздника.

На съемочной площадке. Справа Рашид Бейбутов.

«Огни Баку»

1950. Реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, Рза Тахмасиб. В ролях: Мирза Ага Алиев, Николай Охлопков, Рза Тахмасиб

«Лаврентий Палыч, передайте, пожалуйста, привет товарищу Сталину» – эта вырезанная фраза (как и весь кусок с Берией), в общем, вполне передает общий смысл позднесталинской картины: да, она про то, как тиран приехал осматривать Сураханское месторождение и, сойдя с поезда, картинно молвил: «Давно я не был в Баку!», а также про то, как династия нефтяников ведет борьбу за «сталинские» 60 миллионов тонн нефти.

Но это фильм и про саму стихию недр: он открывается зрелищем неуправляемого фонтана нефти, дети плачут нефтяными слезами, и все выходит на новый уровень обобщения. Как выражается один из героев, строить коммунизм – вот это и есть бессмертие. Люди здесь как месторождения – неисчерпаемы.

Непременно следует отметить сильнейший актерский состав – настоящее пристанище тяжеловесов. Так, фильм открывается могучим диалогом Охлопкова и Гардина (последний играет эпизодическую роль англичанина по фамилии Верфильд) – такой сценической речи уже не делают (собственно, Гардин как раз и был ее непревзойденным мастером). А также Станицын в роли Черчилля, который делает круг над нефтяными промыслами и немедленно предлагает ввести английские войска в Баку для защиты нефти. А еще Крючков в эпизоде с репликой про Черчилля же – такой гость как гвоздь. Их речи бьют в одну точку, подобно тому как фильм, пройдя камерой от фашистских факельных маршей в Румынии до латиноамериканских нефтяных бунтов, завершается величавой панорамой Баку.

«Не та, так эта»

1956. Реж. Гусейн Сеид-заде. В ролях: Алиага Агаев, Ариф Мирзакулиев, Тамара Гёзалова, Барат Шекинская

Еще одна экранизация старой музыкальной комедии: Баку 1910 года, розы, снова торги вокруг невесты (которую почему-то называют «мадемуазель Гюльназ»), честное слово отца против денег жениха – «будь ты помоложе, это обошлось бы дешевле» – и бедный фельетонист в качестве ведущего героя-любовника со стихами Моллы Панах Вагифа на устах. Тут уже нет четкого деления на добро и зло, а преобладает одна только стихийная яркость базара с его разрезанными арбузами, бараньими тушами и слоняющимися верблюдами и козлятами. Есть сцены срывания чадры, забега в женскую баню и прочие элементы комической эмансипации, вроде фразы «с непокрытой головой она примет меня за образованного человека».

Поют все одинаково хорошо: и отрицательные, и положительные герои, и просто какие-то непонятные персонажи. Например, свадебный монолог великого Мустафы Марданова (в дубляже величайшего Сергея Мартинсона) заслуживает того, чтобы привести его почти полностью: «Месье Платон заметил, что человек – животное общественное, а это значит, что люди есть стадо животных. Величайший ученый Дарвин сумел доказать, что человек не что иное, как обезьяна!».

Режиссер Гусейн Сеид-заде с актерами Тамарой Гёзаловой и Арифом Мирзакулиевым; оператор Алисаттар Атакишиев.

«Двое из одного квартала»

1957. Реж. Илья Гурин, Аждар Ибрагимов. В ролях: Вадим Медведев, Семен Соколовский, Фатех Фатуллаев. Голос за кадром – Сергей Бондарчук.

«На дальних берегах»

1958. Реж. Тофик Таги-заде. В ролях: Нодар Шашик-оглы, Юрий Боголюбов, Алескер Алекперов

Под дальними имеются в виду берега Адриатического моря – действие этого крайне кассового шпионского (точнее, партизанского) фильма разворачивается на улицах Триеста. Югославы сражаются бок о бок с итальянцами, а всем этим южным интернационалом заправляет парень с каспийского побережья по имени Мехти Гусейн-заде, по прозвищу Михайло (исторический человек, провел целый ряд диверсий и погиб в 25 лет). Он был художником – в фильме есть красивая сцена, где преследуемый рисует точный портрет своего карателя (про живописцев в концлагере через десять лет будет памятная узбекская кинолента «Сыны отечества»).

Фильм не скупится на яркие и повышенные тона – тут даже слово «пррррредатель!» звучат как в страстной любовной драме (местами лента ровно таковой и выглядит – с променадами, каминами и казино в качестве декораций и с разведчицами, притворяющимися проститутками). Из очевидных достоинств кино – великий Андрей Файт в роли очередного незадачливого коллаборациониста, стилизованная под итальянский марш песня Долматовского, где в припеве трижды повторяется слово «партизаны», блестящий Григорий Ойзерович Шпигель в роли фашистского офицера, песенка про карамбу, разговоры о Гете и Ренуаре и чеканная фраза «одно лишнее слово – и ты отправишься в лишний мир».

На съемках фильма «На дальних берегах»

«Семеро сыновей моих»

1970. Реж. Тофик Таги-заде. В ролях: Гасан Мамедов, Гасан Турабов, Энвер Гасанов

Поговорка, уже знакомая по фильму «Аршин мал алан», – «да перейдут на меня твои болезни» – прозвучит и здесь. Сам же фильм продолжает, с одной стороны, линию «Великолепной семерки» и «Семи самураев», с другой – лихо вписывается в канон советских кинолент об ограниченном, но разнородном контингенте, ведущем крайне кровавый бой с превосходящими силами противника: вспомним «Тринадцать» Ромма или «Шестого» (снятый, кстати, по сценарию другого азербайджанца – Рамиза Фаталиева).

Комсомольцы сражаются и параллельно ставят спектакль про своих непосредственных классовых врагов, ханов и беков. По ночам при свете лампы декламируют стихи «Мозг мыслящий становится золою, в чем тайна обновления земного?» (в азербайджанском кино вообще часто читают стихи). Да и вообще это поединок культуры против ее отсутствия – подобно тому как очки, усики и канотье одного из героев противостоят бородищам и папахам атакующей стороны.

Фильм славится в том числе своими жесткими многоминутными перестрелками вполне в духе Сэма Пекинпа. Коммунары стреляют без предупреждения прямо в процессе мирных переговоров, ласково учат совсем еще детей спускать курок («как будто палец в мед опускаешь»), а поминальной молитве предпочитают оглушительный залп в воздух из всех винтовок.

«День прошел»

1971. Реж. Ариф Бабаев. В ролях: Лейла Шихлинская, Гасан Мамедов, Гасан Турабов

Свадебный фаэтон из комедии «Не та, так эта» промелькнет и в самой элегичной ленте, когда-либо снятой на «Азербайджанфильме», но не по прямому назначению, а в качестве одного из символов отчуждения героев.

Из Москвы к архитектору и проектировщику будущего (Гасан Мамедов в дубляже Вячеслава Тихонова) прилетает бывшая одноклассница в темных очках, похожая на Одри Хепберн и с загадочным настроением: «Нет у меня никакого чемодана, я прилетела вот так, чтоб увидеть тебя». Это гостья из прошлого: они бродят по Баку и выясняют отношения спустя десять лет. Она не узнает города, он не узнает ее. «Ты ничего не хочешь мне сказать?» – «Тебе? Нет, ничего». Таксист упорно называет их влюбленными, они катаются в вышеупомянутом свадебном фаэтоне, но это все иллюзия и невозвратность, и тут «День прошел» уверенно продолжает финальные шестидесятнические традиции «Июльского дождя», «Любить», «Долгой счастливой жизни».

Резные балконы, светофоры, пешеходы, диск телефона и его характерный звук, закадровые стихи, вспыхивающие вечерние фонари, любовники на мотороллере, босые девичьи ноги на мокром асфальте, звонки из автоматов, белые лошади на рассветном проспекте, бакинский easy listening в ресторанах – все складывается в нежный и музыкальный облик города, который, как и главный герой, всегда умеет расстаться с собственным прошлым, не без грусти, но с умом. Как говорят в его конструкторском бюро, «мы ведь должны думать о будущем, о Баку двухтысячного года».

«Допрос»

1979. Реж. Расим Оджагов. В ролях Александр Калягин, Гасан Мамедов, Елена Прудникова, Расим Балаев

Сильная судебная драма из времен, когда коррупцию предпочитали называть взяточничеством. В оригинале пьеса называлась «Допрос, или Момент истины»; фильм озаглавлен короче и точнее – в центре всего именно допрос, слегка кафкианский по напряжению процесс, а сама истина где-то очень далеко, в околоправительственных кругах и в гостинице «Интурист», и в любом случае она весьма неприглядна и опасна.

Калягин в роли следователя Ганиева почти выбивает признания из подсудимого (актер Мурад Мехти оглу Абиев – его, как и в «День прошел», дублирует Тихонов), он кипятится, актерствует, шантажирует, чуть не распускает руки. Привычная коллизия – упрямый честный комиссар полиции против региональной мафии – здесь разыграна вполне в духе Дамиано Дамиани. «Итак, судя по материалам следствия, вы миллионер. А где же вы храните деньги?» – когда Калягин задает этот и подобные вопросы, в нем закипают интонации уже не официального правосудия, но обыкновенного раздражения и мщения, исходящие от замордованного бытом мужика, у которого дома четверо детей по лавкам, две бутылки молока на шатком столике и вечные метания между нерешенным квартирным вопросом и поступающими по телефону угрозами. В некоторых сценах Калягин как бы предугадывает одержимого прокурора из американского сериала «Миллиарды», которого 30 лет спустя сыграет Пол Джаматти.

Еще о будущем: интересно, что в 1987 году Калягин опять сыграет главную роль в фильме того же Оджагова «Другая жизнь» и опять будет искать момент истины в старом Баку, но кончится для его героя все куда плачевнее.

«Бабек»

1979. Реж. Эльдар Кулиев. В ролях: Расим Балаев, Гасан Турабов, Амалия Панахова, Тамара Яндиева

Меч разрубает кувшин с вином, вздрагивают пышные груди наложниц, с которыми коротает последнюю ночь очередной деспот (советские исторические полотна вообще часто оставляли некоторый простор для легкой эротики – вспомнить, например, снятую вскоре после «Бабека» эпическую «Русь изначальную»). «Бабек» – сага об интернационально-освободительном движении хуррамитов и примкнувшего к ним в IX веке на правах вождя Бабека. Героический эпос с присущей ему поэтикой неприступных крепостей, брачных выкупов и бессчетных войск (Эльдар Кулиев – мастер массовой батальной сцены: передвижение войск иной раз производит эффект, сравнимый с соответствующими сценами «Александра Невского»). Впрочем, главное тут все же не массовка, но противостояние одного человека и целого халифата. Этот продолжительный фильм стоит смотреть уже из-за сцены, когда Бабек в красной мантии (хуррамитов звали «одетые в красное») со скалы озирает мир, или финального эпизода с четвертованием в лучах солнца (мы знаем много случаев, когда камера транслирует взгляд убийцы, но часто ли вы в кино видели казнь с точки зрения казнимого?) и предсмертным шепотом на титрах. Через пару лет Кулиев окончательно закрепил свою славу главного кинематографиста-государственника, сняв фильм про главного поэта Низами, да еще с Муслимом Магомаевым в главной роли. 

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»