На Каннском фестивале впервые покажут азербайджанский фильм
Режиссер Теймур Гаджиев. Фото: Кирилл Герра

Короткометражный фильм Теймура Гаджиева «К вечеру» будет показан в рамках одной из старейших программ Каннского кинофестиваля «Неделя критики». Раньше азербайджанские фильмы не участвовали в ней никогда.

Как большинство других культурных форумов, Каннский кинофестиваль в этом году отменили. Уже был назван председатель жюри основного конкурса (им стал американский режиссер Спайк Ли), вчерне составлены программы – и тут все рухнуло из-за пандемии коронавируса. В июне руководство фестиваля огласило список фильмов, премьеры которых должны были состояться в Каннах, чтобы режиссеры по крайней мере могли в дальнейшем показывать их с престижной пальмовой веточкой на заставке. Тогда-то и стало известно, что в одну из старейших каннских программ «Неделя критики» (она основана французским синдикатом кинокритиков еще в 1962 году) вошла короткометражка азербайджанца Теймура Гаджиева.

«К вечеру» (Axşama doğru) – история о супружеской паре, чьи отношения вот-вот рухнут. Муж с женой едут из Баку на семейный праздник в деревню. Жена пилит мужа: ей не нравится подарок, который он купил. Глядя в окно автомобиля, она вспоминает о самых счастливых моментах жизни: как девочкой после фильма «Титаник» влюбилась в Леонардо Ди Каприо, как объявила всем, что вырастет и выйдет за него замуж, как случайно увидела похожего на него молодого человека, как у нее оборвалось от восторга сердце – она решила, что к ней приехал настоящий Леонардо… Но, разумеется, иллюзии быстро разбились. Когда она выросла, вышла замуж за того, кто сейчас сидит за рулем, и счастья не обрела.

«Общая идея фильма появилась у меня довольно давно, только я никак не мог придумать, в какую сторону ее развить. Вдруг я увидел общую структуру картины во сне – и понял, что фильм есть. Для меня стало важным показать даже не разрушение отношений между мужчиной и женщиной, а отсутствие коммуникации между людьми, всеми людьми. Сегодня слово ничего не значит: человек, разговаривая с другим человеком, слушает не его, а свои мысли, причем часто думая о чем-то вообще постороннем. История о муже и жене выступила в качестве каркаса: мне хотелось пойти глубже, и, надеюсь, это удалось сделать».

Свои короткометражные фильмы Теймур снимает без привычных сценариев и никогда заранее не пишет диалоги: «Это только всё портит». Реплики рождаются в процессе работы с актерами. Мужа героини «К вечеру» Теймур сыграл сам, а на главную роль пригласил Лейлу Мадатханову. Импровизируя один из диалогов в машине, неожиданно спросил ее: «Какой у тебя самый счастливый день в жизни?» И вдруг Лейла рассказала про детство, которое провела на севере Азербайджана, и про свою влюбленность в Ди Каприо, к которому мечтала уехать в Голливуд. Все это и вошло в картину.

Теймур Гаджиев в роли мужа героини фильма «К вечеру». Фото: Евгений Родин
Исполнительница главной роли Лейла Мадатханова. Фото: Алиса Тареличева

Одна из особенностей каннской «Недели критики» – что у авторов короткометражек, представленных в ней, появляется шанс снять полный метр. Для этого существует специальная программа Next Step: участники могут прислать во Францию сценарий, и если он понравится, его поддержат. О полнометражной картине Теймур, поставивший уже четыре короткометражки, мечтает давно: в июле он завершил работу над ее сценарием. «Я бы сделал полнометражный фильм и раньше, но понимал две вещи. Во-первых, надо было подковаться с технической стороны, отточить мастерство и лучше понять внутренние секреты чистого кинематографа. А во-вторых, есть проблема с финансированием. Я сам продюсер своих фильмов, работаю без участия Министерства культуры: «К вечеру» наполовину снят на мои деньги, наполовину – на сумму, которую выделил мой друг, директор Общественного телевидения Азербайджана Балаш Касумов. Будучи сторонником независимого кинематографа, я очень надеюсь, что включение фильма в программу «Неделя критики» – а это успех не только мой личный, это успех моей команды и моей страны – докажет людям, принимающим решения в сфере культуры, что современное кино требует новых подходов».

Когда стало ясно, что Каннский фестиваль сворачивается, авторам конкурсных картин пообещали, что не дадут их произведениям пропасть. И держат слово: в конце октября в Парижской синематеке состоятся показы фильмов, которые не удалось продемонстрировать на Лазурном Берегу. Потом они пройдут и на других площадках, в том числе онлайн. Так что даже если вы не парижанин и не кинокритик, все равно сможете посмотреть «К вечеру»: фильм вскоре появится на YouTube-канале Teymur Hajiyev. Там, к слову, уже выложены предыдущие короткометражные работы режиссера: «Рана», «Шанхай, Баку» и «Соль, перец по вкусу».

Фото: Евгений Родин
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»