Альбом «Нефть в искусстве» издали в Баку

«Таинственные заpосли вышек,// Набухли смолой Сабунчи,// Земля извеpгает излишек,// Гpохочет богатством в ночи.// И пpямо созвездиям в очи// Хохочет, собою гоpда», – эти строки поэт-символист Сергей Городецкий написал в Баку в 1919 году. Ровно за 30 лет до этого британский художник-авантюрист Уильям Симпсон приехал с рекомендательным письмом к Нобелям. Симпсона приняли с почетом и провезли по всем нефтяным разработкам Абшерона, где он и сделал рисунки, положившие начало теме «нефть в искусстве». «Таинственные заросли вышек» в интерпретации романтичного британца вышли сказочным городом, где вместо домов – диковинные неприступные башни, из которых вылетают фейерверками и рассекают прозрачное небо черные фонтаны.

Симпсон проложил тропы, по которым охотно прогуливались последующие поколения художников. Нефть – тема коварная: объект исследования чаще всего скрыт от глаз художника (не каждому посчастливилось умыться черным золотом), но вокруг этой таинственной черной субстанции выросло столько мифов, что их поневоле приходится систематизировать. Что с успехом и проделывают авторы альбома, представившие жизнь нефти в искусстве как непрерывный, но изменчивый процесс.

Заросли вышек

Русская художница Анна Остроумова-Лебедева приехала на нефтяные промыслы Биби-Эйбата с мужем-инженером в 1916 году и вслед за Симпсоном подивилась тому, как похож этот заросший вышками ландшафт на неприступные замки средневековой Европы. На ее рисунках Биби-Эйбат выглядит так, словно сошел с французской средневековой монастырской миниатюры. И то правда: жизнь на разработках – своего рода отшельничество, а добыча нефти сопряжена с ежедневным ритуалом, схожим с магическим.

Про повседневную магию этого сурового мира думал крымский художник Константин Богаевский, когда в начале 1930-х годов изобразил нефтяные вышки как череду культовых сооружений – не то восточных минаретов, не то буддистских ступ. Азербайджанский живописец Саттар Бахлулзаде пошел еще дальше в интерпретации этого мифа о неприступном волшебном городе: на его картине «Вечный огонь» красная искорка, родившаяся на острие вышки, служит проводником между земной реальностью и миром заоблачных далей.

И все-таки вернемся к теме зарослей, тонко намеченной поэтом Городецким: в начале 1970-х Надир Касумов пишет свой знаменитый «Абшеронский лес», где нефтяная вышка перестает казаться диковинным со¬зданием человеческих рук, а органично вырастает из самой земли Абшерона, становится естественной частью его ландшафта. Уже в нашем десятилетии Мусеиб Амиров пишет полотно «Черное золото», где оранжево-черный пейзаж представляет фантастическую возможность заглянуть во чрево земли, в само основание этого фантастического мира, где балом правят магма и нефть.

«Вечный огонь» Саттара Бахлулзаде

Корабли и галактики

Миф нефтяной невозможен без мифа морского. Один является продолжением другого. Первым объединил две темы все тот же поэт Сергей Городецкий, нарисовавший в 1920 году прозрачную, почти японскую акварель «Баку. Скважины на берегу», где по переднему плану скользят легкие деревянные лодочки. Десятилетием позже азербайджанский пейзажист-романтик Марал Рахманзаде написала прекрасное полотно «На затопленных кораблях», создав образ плавучей деревни: человек обживает водный мир вблизи от нефтяной платформы.

Могучий и резкий Таир Салахов в 2007 году создает монументальный и радикальный триптих «Каспий сегодня», где и нефтяная вышка, и платформа трансформируются в волшебный межгалактический лайнер, рассекающий волны мироздания подобно фантастическому замку волшебника Хаула из одноименной сказки. В третьей части этой работы в море спускается сама Девичья башня, становясь одновременно величественным кораблем и извергающим в небо огонь маяком-спутником.

И наконец, Эльдар Гурбанов пишет мистическую картину «Души, летящие в небо», где кораблики-облачка отрываются от платформ и, ловко перевернувшись, попадают прямо в воды небесного океана.

«Атешгях», «Каспий сегодня», «Девичья башня» Таира Салахова

Острова-платформы

Романтическая тема одинокого героя, живущего в отдалении от берега и обслуживающего невидимые простому смертному субстанции, не могла не тронуть художников-шестидесятников. Именно в оттепельные годы рождается небесно-голубая «Красавица Каспия» Саттара Бахлулзаде – таинственный город вышек, платформ и огней, мерцающих на морском горизонте.

Беюкага Мирзазаде рисует тонюсенький переход, зависший в небе между вышками («Нефтяные Камни»): люди, отвоевав у моря кусочки пространства и построив на них искусственные острова, обживают теперь небесные покои. «Лунная ночь» (1962) Таги Тагиева населена голубыми тенями влюбленных, чьи хрупкие чувства подпитываются синевой моря и прозрачностью каспийского неба.

Для монументалиста Исы Мамедова нефтяная платформа – не просто отдельный город, но огромный жилой небоскреб, блестящий искусственными огнями и живущий полноценной жизнью.

Уже в наше время этот миф о романтическом острове обретает фантастические черты: художник Джабраил Алиев изображает платформы как диковинной формы острова, над которыми кружат красные птицы-вертолетики.

«Нефтяные камни» Исы Мамедова

Геометрия

В середине 1930-х украинский художник Михаил Кальницкий написал с натуры «Первый керосиновый завод», тонко заметив, как преображает ландшафт геометрия новой промышленной архитектуры. Эта тема имела долгое продолжение. Речитативы вышек, лабиринты труб, симметрично расставленные цилиндры резервуаров – абстрактная геометрия увлекает художников не меньше, чем романтика ускользающей голубизны.

В конце 1950-х, на излете сурового стиля Салам Саламзаде создает картину-утопию об усмирении стихии «Покорение моря»: морская гладь пришпилена к земле частоколом вышек – в этом мире нет больше места штормам и цунами. Художник-семидесятник Мирисмаил Джафаров пишет «Нефтеперерабатывающий завод», отдавая долги эпохе физиков-лириков, романтизировавшей технику: промышленный объект выглядит как таинственный лабиринт, где генерируется формула мира.

Таир Салахов в конце 1950-х создает одно из важнейших своих произведений «Резервуары»: черные цилиндры на фоне рыжего закатного неба, абстрактный пейзаж удваивается отражением в зеркале моря. В этом контрастном и симметричном мире, казалось бы, нет места человеку, но он обнаруживается – в левом углу, маленький, тщедушный, серый, похожий на окаменелость. Человек идет по переднему плану, он не принадлежит этому идеальному технологичному космосу, но он пока что управляет им – из последних сил.

Совсем иначе интерпретирует тему производственной геометрии жизнерадостный Закир Гусейнов, фрагмент работы которого воспроизведен на обложке альбома. Мир старых технологий одряхлел и развалился, громоздкие заводы больше не пугают и не подавляют человека. «Старое предприятие» (2007) Гусейнова – веселый старый аттракцион в парке развлечений, где резервуары переоборудованы в дребезжащие карусели, вышки похожи на гигантские качели-лодочки, а добрый старый нефтяник – на грустного клоуна, развлекающего детвору байками про жизнь в открытом море.

separator-icon
«Резервуары» Таира Салахова

Нефть и искусство. Руководитель проекта Азада Гусейнова, автор текстов Амина Меликова. Баку: Expo Org, 2012

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»