Художник-иллюстратор Лейла Новрузова

За последние два года с иллюстрациями Лейлы Новрузовой издано три книги и готовится четвертая. В эти же два года уместились окончание школы, пандемия и начало взрослой жизни в формате онлайн.

Фото: Фахрия Мамедова

В книжный магазин вошла старшеклассница. Пробежала глазами по полкам и, не обнаружив того, что искала, подошла к продавцу:

– Скажите, пожалуйста, у вас есть книга «Скотный двор» Джорджа Оруэлла?

«Вот ведь что понадобилось! – вероятно, удивился продавец. – Ей же лет пятнадцать, а читает не про подростковую любовь, а притчи о тоталитаризме».

Удивление отразилось на его лице, потому что девочка поспешила пояснить:

– Просто эта книга вышла с моими иллюстрациями... Хотела купить знакомым в подарок.

Девочку зовут Лейла Новрузова. Она художник-иллюстратор.

***

Родители Лейлы, мама Рена и папа Руслан, говорят, что дочка начала рисовать раньше, чем говорить: кораблики, русалок, путешествия... Какой ребенок не рисует? Раз хочет – пожалуйста! Записали ее в кружок при детском саде неподалеку. «В кружке было весело, – вспоминает Лейла, – но там не учили. Рисовали кому что вздумается, да и всё».

«Что ж, порисовала, и ладно. Теперь пора заняться музыкой», – решила мама Рена, которая, как и большинство мам, полагала, что детей нужно развивать всесторонне. И Лейлу отдали «на скрипку».

– У меня была чудеснейшая педагог, – говорит Лейла, – но как же я ненавидела сам инструмент! Играла и плакала. Слезы смахивала смычком. И через год сказала: «Не могу больше! Не пойду! Хочу рисовать!»

– Я чуть не сгубила талант дочери! – восклицает мама Рена. – А хотела как лучше…

Папа поначалу был настроен скептически и не особенно верил в художественный талант дочери. «Но несколько рисунков изменили мое отношение, – признается Руслан Новрузов. – Например, когда Лейла нарисовала нашу семью, включая младшую сестренку, в образе королевской фамилии из сказки. Композиция, колорит – все замечательно! И ведь похожи, несмотря на мультяшность физиономий. Еще меня глубоко тронул рисунок, который Лейла подготовила на какой-то школьный конкурс. Тема была непростая: «Борьба с насилием над детьми».

На этом рисунке хрупкая маленькая девочка из серого мрачного мира, похожего на зловещую пещеру, выходит на залитую солнцем поляну. Чуть позже Лейла Новрузова победила в другом состязании – общерайонном конкурсе, посвященном Дню Независимости.

Девочку решили учить изобразительному искусству серьезно и по объявлению нашли учительницу, которая согласилась приходить на дом. Занятия с ней привели к тому, что Лейла... чуть не забросила рисование.

– Она кричала на меня, ругала, могла даже карандаш бросить, – признается Лейла. Жаловаться она не стала, но свидетельницей очередного урока случайно оказалась бабушка Любовь Васильевна. Педагогу указали на дверь.

И неизвестно, чем бы стала заниматься Лейла, если бы в ее жизни не появилась художница Нана Нариманбейли. Ее художественную школу посоветовала знакомая бабушки – и наконец родители увидели, как у дочери горят глаза после каждого урока.

– Мы собирались в студии человек по десять, больше не помещалось, – рассказывает Лейла. – Нана ханым показывала, рассказывала, объясняла. Прерафаэлиты, передвижники... На одном уроке, как правило, была вольная тема, а на другом – по заданию. Если что-то долго не получалось, она могла подойти и буквально движением мизинца поправить рисунок так, что он становился великолепным. И главное, на занятиях царила потрясающая атмосфера. Однажды я рассказала Нане ханым про то, как прошлая учительница отругала меня за расположение карандашей на столе. «Но это же просто творческий беспорядок!» – воскликнула Нана. У меня действительно на столе порядок, который... как бы это сказать... понятен только мне, – улыбается Лейла.

Как всякий начинающий художник, Лейла Новрузова экспериментировала, искала свой жанр. Были и необычные направления.

– Я случайно заглянула в блокнот Лейлуши, – вздохнув, вспоминает Рена Новрузова, – и увидела там совершенно ужасные картины: какие-то чудовища, похищающие детей, какая-то дикая, гнетущая мистика…

– И что же сделала мама? – смеется Лейла. – Она пригласила к нам домой свою подругу, которая стала горячо интересоваться моим творчеством. Разглядывала, расспрашивала... А потом наговорила маме о всяческих кризисах, переходном возрасте, недостатке внимания и так далее. Оказалась психологом! А это были просто мои вариации на тему хоррор-комиксов. Мама же не знала, что компьютерные игры с подобным видеорядом сейчас очень популярны. Мы с подружкой придумали сюжет, и я его изобразила!

***

Фото: Фахрия Мамедова
Фото: Фахрия Мамедова
Фото: Фахрия Мамедова

Важным событием в жизни десятиклассницы Лейлы внезапно стало событие, к которому она вроде бы не имела особого отношения: неподалеку открылась новая большая библиотека.

– Завуч попросила меня и еще трех девочек сходить на открытие и поучаствовать в празднике. Туда пригласили писателей, музыкантов, ну и художников решили позвать.

В назначенный день папа погрузил в машину дочкины мольберт, краски, кисти и отвез юную художницу на праздник. Там-то за мольбертом Лейлу заметил интеллигентный молодой человек. Он понаблюдал немного за тем, как она рисует, и произнес неожиданные слова:

– Я представляю издательство Parlaq Imzalar. Лейла ханым, не хотели бы вы с нами сотрудничать? Мы издаем мировую классику, книги для детей и многое другое.

Лейла ханым, которую ждало дома школьное домашнее задание, онемела от удивления. Но смогла взять себя в руки и назвала свою электронную почту. По дороге домой в голове художницы звучал голос заглавного героя из мультика «Малыш и Карлсон»: «Но что скажет папа?!» Папа хоть и удивился тому, что ребенок внезапно нашел работу, отреагировал совершенно спокойно: «Поедем в издательство, обсудим. Только говорить буду я». Так случились первые в жизни Лейлы Новрузовой деловые переговоры.

– Я когда услышала сумму, – смеется Лейла, – чуть всё не испортила. «Ой, а почему так много?!»

Первым заказом стала сказка Отфрида Пройслера «Маленькая ведьма»: Лейле Новрузовой поручили сделать обложку и десяток иллюстраций. Лейла сделала несколько эскизов, придумала несколько вариантов, как могла бы выглядеть маленькая колдунья Пройслера, и после того, как издатели выбрали один из образов, приступила к работе.

– Я не ожидала, что первая книга мне дастся так легко, – рассказывает Лейла Новрузова. – Меня практически не поправляли, не указывали, какой эпизод иллюстрировать, что изображать. Закончила работу всего за несколько недель.

«Папа хоть и удивился тому, что ребенок внезапно нашел работу, отреагировал совершенно спокойно»

Сохраняй дистанцию. Фото: Фахрия Мамедова

Второй заказ пришел сразу же. В этот раз всё было куда сложнее: Чехов, «Палата № 6». Даже Илья Репин, восхищенный чеховским рассказом, называл его «незатейливым» и «совсем даже бедным по содержанию». Поэтому работа над трагической историей доктора Рагина стала для юного иллюстратора серьезным испытанием. Однако авторское воплощение «Палаты» Антона Павловича со всей его неизбывной тоской тоже было принято издателями безоговорочно. Мама, увидев мрачные больничные сцены, изображенные дочерью, только вздохнула.

Третью книгу, порученную Лейле, также сложно назвать детской. «Скотный двор»! Философская притча Джорджа Оруэлла о превращении демократической утопии в тоталитарную систему!

– Вот это было непросто, – признается Лейла. – Много персонажей, все животные. Их, не изменяя анатомии, нужно было показать людьми, да еще каждую свинью – со своим характером. Сложно было... Но интересно.

Прошло совсем немного времени, книги вышли в свет, а молодая художница получила свой первый гонорар. Родители окончательно поверили в то, что рисунки дочери – дело очень серьезное. На первую «получку» Лейла купила кроссовки и еще что-то... Не помнит. Но уже тогда решила откладывать.

– Надо сказать, что Лейлуша на себя тратит очень неохотно, – рассказывает мама Рена, – а вот на подарки – легко. Например, мне на день рождения купила серьги и красивое платье.

Теперь Лейла часто ходила по книжным магазинам и радовалась, когда видела, что книги с ее иллюстрациями покупают.

– Это же здорово, – говорит Лейла, – что народ и книги хорошие прочитает, и мои рисунки увидит. Столько людей!

После того как началось сотрудничество с издательством, Лейла Новрузова окончательно решила специализироваться на книжной графике.

– Я мечтаю создавать иллюстрации, которые не просто изображали бы часть повествования, но и были полновесными самостоятельными произведениями: насыщенными, богатыми, подробными, – говорит она. – Очень люблю работы Ивана Билибина. Еще очень нравятся Виктор Васнецов, Альфонс Муха, Густав Климт...

После третьей книги с иллюстрированием книг пришлось взять паузу: Лейла окончивала школу. На следующий год она собирается поступать в Академию художеств.

– Издатели, узнав, что я пока не могу работать, огорчились. У них было немало планов для меня. Знаете, какую книгу я должна была иллюстрировать следующей? Маме бы понравилось, – Лейла смеется. – Лев Николаевич Толстой. «Смерть Ивана Ильича».

В академию она недобрала баллов, но расстраивалась недолго и поступила в онлайн-школу дизайна. Как в воду глядела: началась пандемия, и онлайн-формат оказался как нельзя кстати. В результате год, казавшийся потерянным, вышел очень плодотворным: Лейла учится, слушает дополнительные лекции по истории дизайна, учит языки. И заканчивает иллюстрировать очередную книгу. На этот раз радостную – сборник азербайджанских сказок.

Фото: Фахрия Мамедова
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»