Вышел альбом художника Надира Абдурахманова
Индустриальный Баку. 1965

Альбом азербайджанского классика, народного художника Надира Абдурахманова вышел в рамках проекта «Национальное наследие» Халг-банка.

Среди первых ассоциаций, которые рождают полотна Надира Абдурахманова, – картины художников «Бубнового валета» Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Те более всего ценили свободу и буйство цвета – и Абдурахманову близки эти же ценности.

Путь Надира Абдурахманова как художника был вполне характерен для представителей его поколения. Он родился в 1925 году в Лачине, рано увлекся живописью под влиянием двоюродного брата – скульптора Джалала Каръягды. Военное время диктовало выбор «серьезной» профессии, и Надир поступил в медицинский институт, но вскоре перевелся на вечернее отделение и занялся живописью всерьез. Уже в 1944 году он дебютировал на республиканской выставке с картиной «Беженцы». После войны Абдурахманов окончил Институт им. И. Е. Репина в Ленинграде и вернулся на родину. С 1960 года он руководил Союзом художников Азербайджана, много преподавал, занимал пост профессора живописи в бакинской Академии изящных искусств, где проработал до своей смерти в 2008 году.

Весенний день в горах. 1967

Как живописец Абдурахманов сформировался на рубеже 1950–1960-х годов: соцреалистический канон тогда наконец обнаружил признаки упадка, и молодое поколение устремилось к свободе пластических экспериментов. Появился «суровый стиль»: «суровым» он был не только в отношении к соцреализму Ефанова, Решетникова, но и к находившемуся в опале довоенному модернизму – Пикассо, Сезанну или раннему Дейнеке. Героические сюжеты у молодого поколения сменились более приземленными, жизнестроительный пафос – рабочими буднями, которые интересовали художников более всего. Изображая моряков в порту или нефтяников на вышке, Абдурахманов запечатлевал не героев, но повседневные типажи – и создал целую их галерею. Как и его соратники, он реабилитировал частную жизнь советского человека, долгое время не существовавшую в искусстве.

Вечер в горах Лачина. 1980-е

В альбоме классика есть и пейзажи – чаще всего горные, на фоне которых ютятся небольшие селения с редкими человеческими фигурами, – и индустриальные сюжеты («Индустриальный Баку», 1965), выглядящие парадоксально умиротворенными. И везде – узнаваемый авторский стиль: упрощенная трактовка деталей, широкие мазки и, конечно, цвет. Будь то пестрые ранние пейзажи или тонко проработанные поздние вещи художника, цвет у Абдурахманова обретает самостоятельное бытование. В таких работах, как «Вечер в горах Лачина», герои мирно беседуют после рабочего дня – и как бы погружены в сверкающую синеву, поглощающую прочие детали картины

separator-icon
Из серии «Весна в горах Азербайджана». 1984
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»