Всё в жизни переплетено, как разноцветные нити. вязаные и плетеные вещи, придуманные этичными дизайнерами, напоминают о том, что наши жизни тесно вплетены в ткань жизни планеты. Заботясь о себе, мы заботимся обо всем, что нас окружает, – и наоборот.
Chloe
Хочешь сделать этичным солидный люксовый дом – позови креативным директором этичного дизайнера. С тех пор как в Chloe пришла уругвайка Габриэла Херст, бренд меняется на глазах, и кроссовки Nama – очередное свидетельство этой трансформации. Их состав можно препарировать до мельчайших деталей, и в каждой будет очевиден ответственный подход. Вязаный верх, отделка, шнурки и подкладка на 70–100 % состоят из переработанных материалов, в основном пластика. Из него же сформирована стелька с эффектом памяти. В подошве всего 20 % вторичного пластика, зато использован клей на водной, а не синтетической основе. При производстве пары кроссовок используется на 80 % меньше воды и вырабатывается на треть меньше парниковых газов, чем обычно. А главное, получилось красиво и удобно: Nama почти на 40 % легче предыдущих моделей марки.
Bearaby
Чтобы лучше справляться со стрессом, нужно высыпаться. Чтобы высыпаться, нужно уметь справляться со стрессом. Один из научно доказанных способов разорвать этот порочный круг – утяжеленное одеяло. Завернувшись в его 3–15 килограммов, чувствуешь себя в надежных и нежных объятиях: снижается выработка кортизола, повышается – серотонина, отпускает тревога и наступает долгожданное расслабление. Дополнительный плюс одеял Bearaby в том, что они сплетены из эвкалиптовой целлюлозы – лиоцелла. Это один из самых экологичных материалов на планете, натуральный и полностью биоразлагаемый. Лиоцелл мягче шелка, впитывает влагу эффективнее, чем хлопок, и вентилирует лучше, чем лен, так что эти одеяла подходят и тем, кому во сне все время жарко, и тем, кто постоянно зябнет. А чистая совесть (в данном случае перед планетой), как известно, сама по себе помогает спать спокойно.
Alienina
Итальянская марка начиналась как творческая лаборатория одного человека. Этот человек, дизайнер Элиана Веньер, много лет проработала в модной индустрии, но чувствовала себя чужой в мире фастфешена. Отсюда и название бренда, родившегося из творческих экспериментов: alieno по-итальянски означает «чужой, другой». Эти сумки действительно ни с чем не перепутаешь, потому что стиль продиктован материалом: грубо говоря, это всевозможные веревки – от альпинистских и яхтенных шнуров до фитилей для масляных ламп, а также кожаные обрезки и резиновые прокладки для отделки. Производственный цикл полностью сосредоточен в умбрийской мастерской марки: здесь шнуры режут, окрашивают нетоксичными пигментами, вощат, а потом плетут по старинным технологиям, слегка адаптированным на современный лад. И все это вручную, так что двух одинаковых сумок Alienina в природе не существует.
Cavia
Забавно, но по исходным данным марка весьма похожа на Alienina: тоже итальянская, тоже родившаяся из эксперимента и тоже отразившая последнее в названии (cavia по-итальянски – «морская свинка»). И опять же единственная в своем роде. Для дизайнера Мартины Боэро творческой лабораторией стала собственная квартира, в которой она оказалась заперта во время пандемии. Магазины были закрыты, так что экспериментировать пришлось с тем, что наскребла по сусекам: старая одежда, ткань, тесьма и пряжа, вязать из которой Мартина большая мастерица. Когда локдаун закончился, она была готова предъявить миру новый бренд, философия которого сводится к формуле «Несочетаемого не существует». Cavia – про смешение всего со всем: вязаного с плетеным, строгого с аляповатым, дизайнерских вещей со старыми полотенцами, использованными в одной из коллекций.
The Endery
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на токсичные отношения, и отношения с одеждой не исключение. О том, что в них что-то пошло не так, сигнализируют красные флаги. Очередная покупка радует считанные недели, и вам постоянно нечего надеть? Достаточно случайной прорехи или пролитого кофе, чтобы в ваших глазах вещь стала безнадежно испорченной? Вы понятия не имеете, как было сделано ваше платье, и не интересуетесь его судьбой после расставания? Похоже, ваши нынешние отношения с гардеробом изжили себя, и вы почувствуете себя гораздо счастливее, если пересмотрите их. Создательницы The Endery Эллен Сэвилл и Келли Фениси в этом уверены.
Как многие ответственные бренды, The Endery начался с того, что Эллен и Келли надоело видеть огромное количество невостребованных материалов и отходов модной индустрии. Причем материалов высококачественных, премиальных: перуанская столица Лима, в которой жили девушки, – один из центров производства шерсти альпаки и хлопка пима. Требовалось найти им применение.
Эллен и Келли – страстные вязальщицы, так что специализация новой марки определилась сразу. Принципиальным решением стало плясать от сырья, а не от идеи: именно это определило уникальный стиль The Endery. В мире моды принято сначала придумывать общую концепцию и дизайн, а потом выбирать наиболее подходящие материалы. У The Endery все наоборот: Эллен и Келли проводят ревизию имеющейся в их распоряжении пряжи и решают, что интересного можно сделать из этого разноцветного хаоса. В собирании такого пазла не действуют привычные законы колористики: оказывается, красивы любые сочетания, если правильно их подать.
Самым серьезным вызовом хозяйки бренда называют ценовую политику. Сэвилл и Фениси предельно честны: «Мы не хотим, чтобы этичная мода была роскошью для избранных, но сделать ее по-настоящему доступной невозможно. Мы очень стараемся найти золотую середину, но от покупателя тоже требуется усилие: попробовать покупать меньше, но платить больше».
Но иногда и платить не надо. Помимо готовых вещей, марка на своем сайте предлагает наборы для ремонта одежды из остатков ниток. Идея, граничащая с наглостью, но очень разумная: во многих современных домах иголки с ниткой не найдешь. The Endery предлагает и то и другое, а также нескучные видеоуроки. Например, как совмещать штопку с медитацией, как вышивать на вязаном, как зашивать дырки так, чтобы получилась новая уникальная вещь.
The Yarn Story
Из ткани можно делать не только одежду, одеяла и занавески, но и произведения искусства. Это не просто красиво: для тайского дизайнера Пичаторн Нуалдаисри ее «текстильные скульптуры» – способ продемонстрировать коллегам и всему миру, на что способно сочетание традиционных технологий, локальных материалов и вторичного сырья. Изначально Пичаторн работала с шелком: в ее резюме магистерская и докторская степени в области дизайна, а также работа консультантом по текстилю в крупных бангкокских компаниях. Студия The Yarn Story – ее любимое дитя: здесь Нуалдаисри экспериментирует с сочетаниями шелковых нитей и волокон из переработанного пластика, пробует разные техники плетения с помощью местных ремесленниц. Конечной цели у этих экспериментов нет – мастерице интересно открывать новые свойства материалов. А чтобы работа не оставалась келейной, The Yarn Story производит предметы интерьерного декора и проводит мастер-классы для дизайнеров.
Catherine Marche Jewellery
Парижанка Катрин Марше не из тех, кто боится плыть против течения. В эпоху, когда каждый второй мечтает попасть в ИТ, она, напротив, оставила комфортную работу ИТ-консультанта, чтобы отправиться учиться ювелирному делу. С тех пор прошло 12 лет, бренд Catherine Marche Jewellery давно встал на ноги и получил десяток профессиональных наград и номинаций, а Катрин продолжает учиться, осваивая все новые техники, а порой изобретая собственные. Почему бы, например, не связать крючком браслет из серебряной проволоки, нанизав на нее разноцветные жемчужины или полудрагоценные камни? Марше позиционирует себя как этичного ювелира: она работает с вторично переработанными серебром и золотом. Но самым важным она считает умение экологично относиться к самому себе: радоваться по поводу и без, создавать и ценить воспоминания, не терять людей, с которыми тебя связывает общая радость. Не потому ли пары, заказавшие у нее обручальные кольца, часто годы спустя знакомят ее со своими детьми.
Moooi
Бабушкино вязание? Плетеная корзина? Корабельный канат, завязанный морскими узлами? Словенский дизайнер Ника Жупанч вдохновлялась и первым, и вторым, и третьим, создавая кресло Knitti для амстердамской студии Moooi. Бренд исповедует принцип «пригласи художника и не мешай ему делать то, что он хочет», и такой подход оправдывает себя уже более 20 лет: получаются вещи неожиданные, остроумные, удивительные и вместе с тем очень функциональные. Knitti – отличный пример: толстые «канаты» при ближайшем рассмотрении оказываются сделанными из пены с эффектом памяти, обтянутой мягким стеганым трикотажем. А то, что казалось грубыми узлами, оборачивается внезапным уютом, за который мы, собственно, и любим вязаные вещи.
Именно такого эффекта и добивалась дизайнер: Ника Жупанч считает, что хорошая мебель должна вызывать сильные эмоции, и напоминает: иногда даже кресло — совсем не то, чем кажется.