Эйюб Гулиев: «Мечтаю, чтобы в Шуше открылся большой концертный комплекс»

Эйюб Гулиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного театра оперы и балета Азербайджана. Имя Эйюба Рамиза оглу Кулиева занесено в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана». Он окончил Бакинскую музыкальную академию по классу дирижирования, продолжил обучение в аспирантуре Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, затем стажировался в Венском университете музыки у профессора Марка Стрингера и в Европейской музыкальной академии в Чехии у профессора Иоганнеса Шлефли. В 30 лет Эйюб был удостоен премии Президента Азербайджанской Республики для деятелей искусств, в 32 получил звание заслуженного артиста Азербайджана. Дирижировал многими оркестрами мира и получил награды нескольких международных конкурсов и фестивалей. 

Фото: Адыль Юсифов

БАКУ: Когда в последний раз вы чувствовали себя счастливым и почему?

ЭЙЮБ ГУЛИЕВ: Мы, музыканты, люди восприимчивые и эмоциональные. Даже незначительная деталь может сделать нас счастливыми или несчастными, что уж говорить о больших событиях. Например, таком: в Дубае во время международного форума прошла выставка картин моей жены Наргиз, причем событие пришлось на день ее рождения. Она просто светилась от счастья, а вместе с ней и я. А недавно моя дочь Марьям победила в международном конкурсе живописи, причем сразу получила и Гран-при, и первую премию. Как же я был счастлив, когда узнал об этом! И это чувство до сих пор не притупилось.

БАКУ: Что для вас сейчас самое главное в жизни?

Э.Г.: Сохранить душевное равновесие. Состояние паузы, в котором из-за пандемии оказались творческие коллективы, – тяжелое испытание для тех, кто десятилетиями вел совершенно другую жизнь: с постоянными гастролями, переездами, общением, выступлением на публике. Мне важно сохранить не только спокойствие, но и творческую форму. Утрата ее в моей профессии означает потерю навыка, который тяжелым трудом приобретался годами. Этого я допустить не могу.

БАКУ: Чему нужно как можно скорее научиться всем людям?

Э.Г.: Несмотря ни на какие испытания, не терять то хорошее, что закладывали в нас с детства родители и учителя: любовь, сочувствие, благородство, щедрость и особенно веру и надежду. Обязательно надо найти источник сил для движения вперед. Для одного это будет искусство, для другого – религия, для третьего – возможность уединиться. Каждый день надо делать хотя бы маленький шаг к своей цели, а не только записывать грандиозные планы.

БАКУ: Какое недавнее личное событие так взволновало вас, что захотелось немедленно рассказать о нем всем?

Э.Г.: Премьера балета «Тысяча и одна ночь» в Мариинском театре, где я был дирижером! Спектакли прошли и в Санкт-Петербурге, и на Приморской сцене театра во Владивостоке. Знаете, когда я учился в аспирантуре Петербургской консерватории, часто ходил на спектакли Мариинки, но все никак не мог увидеть Валерия Гергиева – он постоянно был на гастролях. Я мечтал даже не о личном знакомстве, а о том, чтобы посмотреть, как он работает. И тогда мой ректор написал Валерию Абисаловичу письмо с просьбой позволить мне бывать на его репетициях. По утрам я занимался, а днем спешил в Мариинский театр. Я посмотрел спектакли, которые прежде не видел: весь русский репертуар, оперы Вагнера, Моцарта, Рихарда Штрауса, современную музыку – Яначека, Бартока... Для меня это была недосягаемая высота. Я и представить не мог, что придет время и Валерий Гергиев будет смотреть мой спектакль и похвалит мою работу. Эта премьера очень изменила мою жизнь и, надеюсь, изменит еще. Мое сотрудничество с Мариинским театром будет продолжено, так что главное впереди. Разумеется, о таком событии я не мог молчать и рассказал о нем в фейсбуке и инстаграме.

БАКУ: Что вас больше всего поразило в общественной жизни в последнее время?

Э.Г.: То, как решительно мой народ защищал интересы своей страны и боролся за свои идеалы в 44-дневной войне. Одни азербайджанцы воевали в прямом смысле слова, другие вели свою войну на форумах, в соцсетях, на пресс-конференциях, но все вместе выступали единым фронтом. Такого единодушия и сплоченности я раньше не видел. А раз так, значит, мы способны на очень многое.

БАКУ: Самый верный способ улучшить свою жизнь прямо сейчас – это…

Э.Г.: …вкусно поужинать всей семьей. А потом потанцевать. Дочка обожает наши танцы втроем. Кстати, вот интересно: моя жена – человек, тонко чувствующий прекрасное, эксперт в искусстве, а музыку любит электронную, отдает предпочтение стилю техно. Я уважаю ее выбор, поэтому дома стараюсь классику не включать (тем более что мне ее и на работе хватает) или слушаю через наушники. Так вот, когда мы все вместе танцуем под техно, адреналин выделяется такой, что можно горы свернуть.

Вообще, жизнь улучшают любимые люди. Я и пандемии благодарен за то, что она дала возможность проводить больше времени с семьей. За последний год я гораздо лучше узнал свою дочь. И стал «музой» для жены. Она говорит: как хорошо, когда ты сидишь рядом и читаешь или смотришь концерт, – я уже не могу писать картины без этого.

БАКУ: О чем вы мечтаете?

Э.Г.: О том, чтобы мы поскорее восстановили Карабах, – очень хочется туда поехать. Оттуда родом мои родители, но я бывал только в Шуше и Агдаме, да и то в раннем детстве. Мечтаю, чтобы в Шуше открылся большой концертный комплекс с несколькими залами, названными в честь великих азербайджанских композиторов. Там можно было бы проводить международные фестивали.

«И у золотой рыбки я бы попросил счастья для моей дочки и вообще для всех детей в мире. Чтобы ни пандемия, ни война, ничто не причиняло им боль»

Другая моя мечта – расширить собственную творческую географию и представлять нашу республику, например, в лондонском театре «Ковент-Гарден» и нью-йоркской «Метрополитен-опера» – там еще ни разу не исполняли азербайджанскую музыку. А еще хочу наконец поехать в Ванкувер вместе с отцом, народным артистом Азербайджана Рамизом Кулиевым: уже в четвертый раз меняется дата его концерта там. Планировалось, что он будет играть на таре в сопровождении оркестра, дирижировать которым буду я. Мечтаю, чтобы мой отец был всегда здоров и полон сил, хочу чаще встречаться с ним не только в жизни, но и на сцене.

БАКУ: Если бы вы поймали золотую рыбку, какое желание попросили бы ее исполнить?

Э.Г.: Почти каждый день я просыпаюсь в семь утра, готовлю завтрак для дочки, а потом жена провожает нас на уроки. Я смотрю, как Марьям поднимается по школьной лестнице, а спустя четыре часа спускается по ней ко мне. То время, что разделяет эти два момента, для меня как вечность. И у золотой рыбки я попросил бы в первую очередь счастья для моей девочки и вообще для всех детей в мире. Чтобы ни пандемия, ни война, ничто не причиняло им боль.

БАКУ: Какой поступок вы хотели бы совершить, но не хватает смелости?

Э.Г.: Я хотел бы попасть в позапрошлый век, и смелости для этого мне вполне хватило бы. Наше время слишком напряженное и беспокойное. Что ждет нас в будущем – не представляю. Зато я прекрасно знаю и люблю XIX век, когда жили и творили Чайковский, Верди, Тургенев, Достоевский. Конечно, я радуюсь тому, что мне дарит жизнь сегодня, но как здорово было бы работать в одно время (а может, и сотрудничать) с гениями «золотого века» – людьми, которые меняли мировоззрение публики одним своим концертом, романом, спектаклем. Сегодня, надо признать, явно не хватает творцов прежнего масштаба – тех, кто определял бы дух времени, вкусы и мысли.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»