Фестиваль имени Узеира Гаджибейли прошел в Баку
Новый Мюнхенский филармонический оркестр.

IX Международный музыкальный фестиваль имени Узеира Гаджибейли, организованный Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры и туризма Азербайджана, по традиции открылся в Баку в день рождения композитора.

За девять осенних дней прошли концерты, спектакли и торжественные церемонии – более 30 событий было посвящено классику, родившемуся 132 года назад в Агджабеди. Выступали в Азербайджанской государственной филармонии, в Международном центре мугама, во Дворце Гейдара Алиева и в оперном театре не только лучшие азербайджанские музыканты, но и звездные гости из восьми стран – от Германии до Ирана, от Грузии до Франции.

Открылся фестиваль увертюрой из оперы Узеира Гаджибейли «Кероглу». На сцене в этот вечер был Азербайджанский государственный симфонический оркестр, носящий имя классика, за пультом – Фахраддин Керимов. Оркестр предложил разнообразную программу, символизирующую широту интересов великого азербайджанского композитора и шедших вслед за ним музыкантов. От Чайковского (Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, солист – давно живущий в Германии украинский скрипач-виртуоз Алексей Семененко) – через Вагнера (марш из оперы «Тангейзер» прозвучал в Баку впервые) – к Игорю Стравинскому («Жар-птица» получилась пылкой, с острыми акцентами) и Джевдету Гаджиеву (симфоническая поэма «Во имя мира»). 29-летний Алексей Семененко, выросший из вундеркиндов (он выступает с концертами по миру с семи лет) в звезду европейского класса, не только шутя справился со сложнейшей музыкой – Чайковский в свое время посвятил ее знаменитому скрипачу-виртуозу Леопольду Ауэру, а тот отказался играть, опасаясь, что не справится, – но и объяснился в любви к городу Баку: с видимым удовольствием фотографировался с меломанами в фойе.

Фестиваль, начавшийся с триумфа, триумфами и продолжился. Успех имели и бакинский ансамбль D’accordo, специализирующийся на музыке Ренессанса и барокко (им руководит Илаха Садыгзаде), и Симфонический оркестр имени Ниязи, и Государственный ансамбль песни и пляски имени Фикрета Амирова. И конечно, концерт, где на один вечер объединились турецкий оркестр «Башкент» и Азербайджанский государственный камерный оркестр имени Кара Караева (прозвучали произведения Эртуга Коркмаза, Фикрета Амирова, Пауля Хиндемита и Дмитрия Шостаковича; танец из балета «Тропою грома», исполненный на бис, получил просто громовые аплодисменты), и традиционно радующая меломанов опера «Лейли и Меджнун» в оперном театре, и заново отрепетированный балет «Семь красавиц».

Алексей Семененко. Фото: Архивы пресс-служб
Фахраддин Керимов. Фото: Архивы пресс-служб
Сцена из балета Кара Караева «Семь красавиц». Фото: Петр Титаренко

Хореограф Василий Медведев, специально приезжавший в Баку, чтобы подготовить балет к фестивальному показу, так говорит о работе над постановкой, которую он выпустил в бакинском театре девять лет назад. «Самым сложным было соединить партитуру и новое содержание балета. Мы тогда делали принципиально иной спектакль, основанный на поэме Низами, то есть о собственно семи красавицах – женах Бахрама, с каждой из которых он познает что-то новое, обретает мудрость, взрослеет, стареет, осознает недостижимость идеала. Все это было изначально заложено в музыке, но сюжет балета 1950-х годов был совершенно другим, там не было места для семи дворцов, которые Бахрам построил для своих жен, не было символики старинной поэмы, и мне пришлось заново выстраивать концепцию музыкальной драматургии балета. При участии наследников композитора мы добавили в партитуру музыку Кара Караева, которая не была использована в тогдашней версии».

Завершился фестиваль выступлением Нового Мюнхенского филармонического оркестра. Молодежный коллектив, в который стремятся попасть лучшие музыканты Европы от 18 до 30 лет, уже приезжал на фестиваль имени Узеира Гаджибейли в 2013 году и оставил о себе добрую память. В этот раз они под руководством Фуада Ибрагимова также сыграли очень удачно: и увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки, и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова (где внимание к себе привлек звездный и совсем взрослый солист – директор государственной филармонии Мурад Адыгезалзаде), и симфоническая сюита из балета «Шехеразада» Римского-Корсакова были сыграны с воодушевлением и точным знанием дела. Публика хлопала и несла огромные букеты цветов, Узеир Гаджибейли одобрительно смотрел на новое поколение музыкантов со своего большого портрета.

Хореограф Василий Медведев

«Самым сложным было соединить партитуру и новое содержание балета. Мы тогда делали принципиально иной спектакль, основанный на поэме Низами, то есть о собственно семи красавицах – женах Бахрама, с каждой из которых он познает что-то новое, обретает мудрость, взрослеет, стареет, осознает недостижимость идеала».

Фото: Петр Титаренко
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»