Лирическая мелодия, вьющаяся, как дорога, и вдруг кидающаяся в атаку, как рыцарь на врага, – этот вечер в Большом зале Консерватории начался с «Дон Кихота», и в том был глубокий смысл. В Московской консерватории отмечали 95-летие со дня рождения замечательного музыканта, который более полувека назад стал соавтором Григория Козинцева при создании фильма об отправившемся на рыцарские подвиги идальго.
Московские меломаны и знатоки пришли слушать музыку Кара Караева, композитора, одним из дивных талантов которого был талант ПОКАЗЫВАТЬ: возникающие из нот характеры и сюжеты были вылеплены так явственно, что два слушателя в зале могли заспорить о существующем лишь в симфонической поэме приключении, его подробностях и оттенках.
Народ, собравшийся в БЗК, заново «пересматривал» порыв немолодого Дон Кихота Ламанчского к подвигам, видел прожаренную солнцем пылящуюся дорогу, испанскую кавалькаду, простодушную Альдонсу, что в воображении героя превратилась в благородную Дульсинею, чопорный танец знати – и тихую смерть не тихого рыцаря, на которой музыка не смолкает резко, но как бы растворяется в пространстве и времени, обещая вечную жизнь легендарному идальго. Эти картины («симфонические гравюры», как определял жанр сам композитор) представлял москвичам Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, называемый меломанами «федосеевским оркестром» по имени своего художественного руководителя. За пультом был Эльшад Багиров – и оркестр под его управлением звучал точно и мощно.
Разумеется, музыке в юбилейный вечер предшествовала торжественная речь. Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полад Бюльбюль оглу приветствовал публику, поблагодарил музыкантов, присутствовавшего в зале министра культуры и туризма Азербайджана и дирекцию Московской консерватории. Он напомнил, что «Кара Караев был выдающимся композитором СССР, учеником Шостаковича и создал целую плеяду азербайджанских композиторов, работающих в разных жанрах». А затем как человек Музыки, продолжающий принадлежать прежде всего ей, несмотря на ответственную дипломатическую работу, место Музыке и уступил: сказав коротко все важное, «предоставил слово» оркестру.
И тот заговорил, запел, двинулся в путь с Дон Кихотом, увлекая за собой слушателей. За путешествием идальго последовало произведение, появившееся благодаря путешествию самого композитора: Концерт для скрипки с оркестром был написан Кара Караевым в 1967 году после поездки в США. Не магазины и не технические новинки поразили там композитора, приехавшего из закрытой страны, но разнообразие музыки, прогресс в эстетике. Поразили настолько, что на некоторое время он впал в депрессию, но преодолел ее и бросился сочинять новую музыку. Одним из самых ярких итогов этого преодоления стал концерт, в котором хрупкая, но уверенная скрипка (Алена Баева, с честью вставшая в ряд с прежними исполнителями концерта – Леонидом Коганом, Гидоном Кремером) ведет упорный диалог с разноцветьем оркестра, спорит с ним, предлагает ему меняться – и оркестр внимательно ее слушает и отвечает ей. Не противостояние инструмента и оркестра – но сотрудничество. Караев верил, что самые неразрешимые на первый взгляд противоречия можно решить мирным путем, – и сделал многое для продвижения новой Во втором отделении прозвучала еще одна из знаменитых «историй» Кара Караева – сюита из балета «Тропою грома». Этот балет, сочиненный композитором в 1957 году, был сразу же поставлен в Мариинском (тогда Кировском) театре, а из него отправился во все концы СССР: артисты Москвы (премьера в Большом – 1959) и Кишинева, Тбилиси и Новосибирска, Воронежа и Донецка оценили выразительность этой музыки. И ее удобство, а это великое дело: иногда композиторы, получив заказ на балет, забывают про артистов, которым надо жить внутри музыки. Караев про танцующий народ помнил всегда – и артисты были ему за то благодарны, охотно брались за работу.музыки в застывавшем в 1970-х СССР.
«Караев верил, что самые неразрешимые на первый взгляд противоречия можно решить мирным путем, – и сделал многое для продвижения новой музыки в застывавшем в 1970-х СССР»
Сейчас, к сожалению, «Тропою грома» нет в репертуаре российских театров – должно быть, худрукам кажется, что устарел сюжет: на юге Африки, где происходит действие балета, чернокожие давно не подвергаются гонениям. Но разве только про Африку речь в этой партитуре? Да, там звучат отсылки к африканской музыке, но все же история не ограничена территориально. Во многих местах земного шара и сейчас могут встретиться девушка из семьи угнетателей и юноша из семьи угнетенных; мать юноши будет бояться за него и умолять отказаться от любви; друзья постараются прикрыть незаконную парочку, но кончится все для них плохо. Это вечная история, история Ромео и Джульетты, – вот только Караев не примиряет семьи над телами влюбленных, но поднимает угнетенный народ на восстание против угнетателей. Но это – в финале; до того оркестр рисует танцующих с гитарами деревенских девушек (получивший образование чернокожий герой вернулся в родное селение, и теперь скромницы и кокетки стреляют глазками в сторону новенького учителя сельской школы), воодушевление тайной встречи в африканской саванне, куда прибежала дочь белого господина, настолько влюбленная в черного парня, что готова первой признаться ему в своем чувстве, нежность объятий, в которых герои забывают про окружающий недружественный мир. Большой симфонический оркестр, ведомый Эльшадом Багировым, убаюкивал влюбленных и поднимал знамена будущего восстания; публика устроила буйную овацию.И получила подарок: на бис сыграли волшебный вальс из «Семи красавиц» – летучий, узорный и сказочный. Спускаясь по лестницам БЗК, народ напевал, как и положено после визита на славный юбилей.