Молодежный камерный оркестр: играем с начала

Они собрались 11 лет назад – Молодежный камерный оркестр Бакинской музыкальной академии. С тех пор в нем неизменно главное: молодость музыкантов, высокий профессионализм и широкий репертуар.

«Это была идея самих студентов, – говорит проректор Бакинской музыкальной академии, народная артистка Азербайджана, выдающаяся пианистка – и нежнейший опекун молодых дарований Егяна Ахундова. – Многие из тех, кто был у истоков оркестра, уже окончили академию, разбрелись, преподают и выступают. Главный принцип – Baku Chamber Orchestra должен оставаться молодежным, поэтому состав должен быть текучим. Конечно, зрелые солисты оркестра – это высокий профессионализм, мудрость звуковая и жизненная, терпение. А молодежь – душевный подъем, неудержимая энергия, яркие эмоции, жизнь бьет ключом!»

Всё перечисленное очень чувствуется по тому, как молодые музыканты подходят к каждой партитуре. Начинали в основном с композиторов-романтиков: их порыв, бурю и натиск, тихую лирику, мечты и грезы было легко понять и прожить вместе с композитором. С приходом дирижера Фуада Ибрагимова настал черед строгой классики, оттачивающей мастерство, и обязательного исполнения произведений современных композиторов. И конечно, с первых же дней оркестра на концертах звучала азербайджанская музыка во всем ее разнообразии.

«Важно работать системно, играть не то, что хочется, а то, что необходимо для развития оркестра, – говорит маэстро Ибрагимов. – Мы начали больше заниматься классикой, работать над звуком, звукоизвлечением, фразировкой – для этого наилучшим образом подходят Гайдн, Моцарт и Иоганн Себастьян Бах. Но и романтику исполняем: я периодически беру в программу произведения, где можно выпустить эмоции».

Сейчас репертуар оркестра велик – от Чайковского до Кара Караева и от Бриттена до мугамных мелодий. И над каждым музыкальным текстом юные струнники работают со старанием, выработанным с детства.

Все как в первый раз

Как отбирают лучших из лучших? «Если возникает вакансия, объявляется прослушивание, – рассказывает Егяна Ахундова. – Для выбора солиста оркестра существует определенный репертуар, он называется «оркестровые трудности». Исполнитель может впервые видеть текст, но должен чисто прочитать его с листа, умело подобрать штрихи и пальцы и показать некоторое профессиональное мастерство – технику и звукоизвлечение. Достаточно 10–15 минут, чтобы определить, есть ли у кандидата навыки для работы в оркестре. Очень важно умение играть в команде, правильно строить отношения с коллегами и дирижером, достигать взаимопонимания. Есть прекрасные скрипачи и виолончелисты, которые привыкли лидировать, – им сложно играть в большом составе. У солистов оркестра с годами развивается боковое зрение, они видят и понимают дирижера, даже когда смотрят в ноты.

На прослушивании решающий голос, конечно же, у маэстро, но так как я знаю талантливых ребят с их юных лет, с учебы в музыкальной школе имени Бюльбюля или музыкальном колледже имени Асафа Зейналлы, обычно уверена в том, кто пройдет отбор».

Новички вливаются в коллектив, где существуют свои правила. Одно из главных – доброжелательность к коллегам, никаких замашек «одинокого гения», наличие не только музыкального таланта, но и таланта дружбы. Оркестранты часто проводят вместе свободное время: их группки можно встретить на бульваре или в небольших кафе. Тем не менее в работе они вполне могут соперничать и быть требовательными к себе и коллегам. В оркестре существует конкуренция, и Егяна ханым считает, что это хорошо: «Дух соперничества и желание быть лучше – движущая сила, без нее в творчестве нет развития, совершенствования и прогресса».

Молодежный оркестр отличается от «взрослого» тем еще, что в нем ярче вспыхивает любовь и горше воспринимаются отказы. Конечно, и зрелые музыканты могут влюбляться и горевать, но у подопечных Егяны Ахундовой всё происходит будто в первый (может, действительно так) и последний раз. И это, как ни странно, тоже ее забота, ведь душевный раздрай всерьез сказывается на качестве игры.

«Любое ненастье в жизни, даже бытовая неурядица, может напрочь убить желание подходить к инструменту, – говорит Егяна ханым. – Опоздание с нелепой причиной, несобранное исполнение, психологическое отсутствие на репетициях – признаки внутреннего разлада. Стараюсь вызвать на разговор, помочь и бываю очень рада, когда молодежь мне доверяет и прислушивается к советам. Они же люди нового поколения, мыслящие современно и креативно, движущая сила в музыке и искусстве».

От оранжевой лампы

Маленькой Егяне не было и пяти лет, когда мама впервые привела ее к Вере Аркадьевне Битнер, – и крошечная комнатушка с кружевными занавесками и кружевными салфетками навсегда врезалась в память девочки. Учительница любила и музыку, и детей – и была неумолимо строга во имя музыки. Дисциплина была важна чрезвычайно: к учительнице следовало приходить только в строго назначенное время – ни минутой позже, ни минутой раньше. Егяна с мамой стояли у дверей и ждали, когда стрелки часов покажут ровно 11.00, чтобы нажать на звонок.

Вера Аркадьевна не признавала мелочей. Ноги будущего музыканта не должны были свисать со стула и болтаться ни во время игры, ни во время обеда: под них обязательно ставился стульчик. Во время занятий под ладонь и пальцы подкладывался крошечный мандарин, чтобы рука принимала правильную форму. «В то время мама работала и одновременно училась на вечернем отделении в аспирантуре, – вспоминает Егяна Ахундова. – Она очень уставала и во время моих занятий дремала, прислонившись к шкафчику. Возмущенная Вера Аркадьевна будила ее и советовала оставить работу и учебу ради будущего талантливой дочери».

В школе имени Бюльбюля Егяна училась у Валерии Сеидовой, ученицы Майора Рафаиловича Бреннера, основателя азербайджанской фортепианной школы, а в консерватории – у знаменитой Нигяр Усубовой, ученицы знаменитого Александра Гольденвейзера. «Я считаю себя наследницей двух этих фортепианных школ, – говорит Егяна ханым. – Вся моя база, техника и звукоизвлечение – от этих двух замечательных, неповторимых педагогов. Нигяр ханым также была проректором и профессором кафедры фортепиано, и я вижу повторение ее судьбы в своей. Она была не только педагогом и наставником в профессии: чуткий и душевный человек, она заботилась обо всех своих студентах. Бывали уроки, когда мы даже не играли: чувствуя мою удрученность и несобранность, она только беседовала со мной».

Воспоминания Егяны Ахундовой о светящейся в ночи лампе на кабинетном столике, где мама чертит непонятные схемы (та была доцентом кафедры полупроводников и диэлектриков Политехнического института, физиком узкой специализации), – это воспоминание о потрясающей трудоспособности и полной самоотдаче. Теперь последние свойственны самой Егяне, и их же она воспитывает в своих подопечных.

«Жизнь в пути – особая часть нашей реальности»

Проректор Бакинской музыкальной академии, директор Молодежного камерного оркестра Егяна Ахундова.

Каждый день, сегодня и завтра

Художественный руководитель Молодежного камерного – Фархад Бадалбейли, ректор академии и музыкант с мировым именем. Главный дирижер – Фуад Ибрагимов. А Егяна Ахундова – директор. В ее обязанности входят организация концертов, репетиций и гастролей, контроль за дисциплиной и посещаемостью, обеспечение финансовой стабильности, а также создание новых проектов и быстрое решение непредвиденных проблем.

Одно из непременных занятий Егяны Ахундовой – проверка звучания на гастрольных площадках. Во время обязательного прогона перед выступлением она ходит по рядам, садится в разные кресла, поднимается в ложи и прислушивается в дальних углах зала: всё ли слышно? Что можно исправить, если что не так? «Но в первую очередь, – говорит Егяна ханым, – я считаю своей задачей поддержку и стимулирование позитивного духовного настроя, психологического состояния. Мы должны быть жизнелюбивы, жизнерадостны, добры, милосердны, миролюбивы, дружны, красивы – и всегда готовы к новым подвигам!»

В 2014 году оркестр настигло потрясение: от сердечного приступа умер главный дирижер Азад Алиев, которого любили все музыканты. После этого с Молодежным камерным сотрудничали многие прекрасные мастера, но должность главного дирижера оставалась вакантной. Не было человека, который бы работал с оркестром ежедневно и выстраивал его творческую и репертуарную жизнь. Егяне ханым пришлось взять на себя двойную нагрузку: она разучивала со студентами новые произведения, готовила программы к выпуску, чтобы приглашенные маэстро могли легко работать в вечер концерта. Не дирижер по образованию, человек, жестко убежденный в том, что каждый должен заниматься тем, чему учился («самодеятельность разводить нельзя!»), Егяна ханым разбирала с оркестром все новые и новые партитуры – и он ничуть не потерял в качестве, дождавшись момента, когда его возглавил Фуад Ибрагимов.

Теперь ученики Егяны ханым выступают с приглашенными знаменитостями – Гидоном Кремером, Дмитрием Ситковецким – и благодарят ее за спасение коллектива. А она с благодарностью вспоминает тех, кто поддержал оркестр в трудные времена: уже ушедшего из жизни министра молодежи и спорта Азада Рагимова, вдову Азада Алиева Земфиру Алиеву, Фонд молодежи Азербайджана, Министерство образования и Министерство культуры. Сама же скромно отходит в сторону и сосредоточивается на организационной работе.

У директора молодежного оркестра есть и собственная пианистическая жизнь: в ее личном графике масса сольных выступлений и концертов с оркестром, в том числе такие фантастические проекты, как случившееся в 2019 году первое в Азербайджане исполнение поэмы Александра Скрябина «Прометей» с визуальными эффектами, задуманными автором. Последняя большая работа – вышедший в апреле диск с антологией фортепианных произведений Фикрета Амирова, посвященный столетию великого мастера. «Но самые любимые выступления, – говорит Егяна ханым, – совместные с Baku Chamber Orchestra».

Мы едем, едем, едем

С первых лет своего существования Baku Chamber Orchestra немало гастролирует: набрался уже немалый список стран, где его принимали с овациями, в том числе «меломанские» Германия и Италия. Часто проходят концерты, где Baku Chamber становится частью Мюнхенского филармонического и играет вместе с ним. Оркестру вообще не сидится на месте: ребята то устроят флешмоб на площади Фонтанов, внезапно сыграв там вальс из «Семи красавиц», то отправятся с небольшими концертами в бакинские школы и учреждения (этот проект «Музыкальная пауза» горожане восприняли с особенной радостью). Лишь один раз оркестранты принципиально призвали всех оставаться дома: в марте 2020-го, в бурном начале пандемии, они сыграли фрагменты из балета Кара Караева «Тропою грома» из своих квартир, собрав общее звучание оркестра в зуме (сложнейшая, филигранная работа!). Впрочем, они больше любят вспоминать про другое исполнение этой музыки: семь лет назад, вылетая из Парижа после фестиваля De Soie et de Feu («Из шелка и огня»), проходившего во французском Мюлузе, оркестр под впечатлением от своего триумфа сыграл «Тропою грома» прямо в самолете – и получил овацию в воздухе.

«Жизнь в пути – особая часть нашей реальности, – говорит Егяна Ахундова. – Здесь все как на ладони. Кто-то готов быть галантным и помочь с тяжелыми чемоданами, кто-то мгновенно появляется с таблетками и заваренным чаем, если коллега вдруг почувствовал себя плохо. А кто-то безучастен и равнодушен, и это неприемлемо. Я стараюсь правильно и гармонично расставлять приоритеты. Если получается, конечно», – улыбаясь, добавляет директор.

В поездки по Азербайджану оркестр отправляется с радостью. Кто-то находит в Сети слова песен, бросает их в чат коллегам, и автобус всю дорогу поет, пародирует, шутит и даже танцует. «Недавняя поездка запомнится нам навсегда, – говорит Егяна ханым. – Мы давали концерт, посвященный Дню независимости Азербайджана, в освобожденной Шуше, перед солдатами, что защищают нашу Родину, и строителями, которые Шушу восстанавливают. Там перемешались все чувства: и огромная благодарность нашей легендарной армии и ее Главнокомандующему господину Президенту Ильхаму Алиеву, и гордость за страну, и скорбь по погибшим, и сострадание к матерям, потерявшим сыновей-героев. Шуша расцветает! В нее вкладываются огромные силы, и мы были рады выступать для людей, которые там работают, дать им возможность услышать живое исполнение азербайджанской классической и народной музыки с замечательными солистами и певцами. Мы были счастливы: казалось, что в восстановлении музыкальной сокровищницы Азербайджана есть и наша маленькая доля».

separator-icon

Фуад Ибрагимов

главный дирижер Молодежного камерного оркестра

«Я очень обрадовался, когда меня пригласили стать главным дирижером Baku Chamber Orchestra. В 19 лет я уехал из Баку в Германию продолжать получать музыкальное образование, а вернулся только в 33 года, окончив учебу. И был рад видеть, что за 14 лет моего отсутствия выросло новое поколение музыкантов – молодых, талантливых, ярких. Конечно, талантливая молодежь есть всегда, но по возвращении я увидел это особенно отчетливо. Я был счастлив обнаружить, что у нас есть перспективный коллектив, в котором играют ребята, идущие в ногу со временем.

Сильная сторона оркестра – молодой дух, желание развиваться, искать, находить, пробовать. Ребята очень талантливы, они любую музыку абсолютно правильно чувствуют. Но над собой надо постоянно работать, а я, вернувшись из Германии, вспомнил, что в теплых странах, где солнце, где вкусно и где красиво, рвение к работе более сдержанное, чем на севере Европы. Это не проблема, просто менталитет. Мне хотелось, чтобы они больше трудились, занимались, готовились. И должен сказать, что в последние годы наши музыканты постоянно над собой работают, у оркестра нет существенных трудностей.

Мы регулярно гастролируем – ездили во Францию, Грецию, Германию, в Америку. Уверен, что люди, которые побывали на этих концертах, нас запомнили, потому что выступления проходят очень энергично, красочно. Ребята играют с огнем в глазах, прямо горят музыкой, и это нравится публике.

Конечно, нам потребуется время и много работы, чтобы завоевать всемирную известность. Мы продолжаем репетировать и играть. Руководство оркестра, страна и Фонд Гейдара Алиева помогают от всей души, и это дает нам возможность идти дальше».

«Я рад видеть, что выросло новое поколение музыкантов – молодых, талантливых, ярких»

Главный дирижер Молодежного камерного оркестра Фуад Ибрагимов.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»