Шесть роялей на одной сцене: в Центре Гейдара Алиева сыграли «Гексамерон»

В Центре Гейдара Алиева шесть виртуозных пианистов из разных стран исполнили «Гексамерон» – легендарное сочинение, возникшее благодаря борьбе итальянцев за независимость страны.

В Париже 1837 года один из самых ярких артистических салонов принадлежал княгине Кристине Тривульцио Бельджойозо – итальянской аристократке, так активно участвовавшей в борьбе карбонариев за независимость Италии, что в какой-то момент находиться на родине ей стало опасно и она переехала во французскую столицу. До этого переезда у нее был брак в течение 16 лет и быстрое расставание с оказавшимся неверным мужем. После ей предстояло с отрядом добровольцев высаживаться в Италии, переживать победы и поражения, путешествовать по Востоку и наконец вернуться в родную страну, когда та обрела независимость. Но в 1837-м ее главным занятием была политическая журналистика в Париже – и покровительство людям искусства. 31 марта она устроила благотворительный вечер для сбора денег карбонариям и объявила соревнование пианистов: состязались признанный первый пианист Парижа Сигизмунд Тальберг и Ференц Лист, за которого болела княгиня.

Обиженных в итоге не оказалось – победителями были объявлены оба. Главной же частью вечера было представление «Гексамерона» – сочинения, которое Бельджойозо заказала шести композиторам сразу. Сигизмунд Тальберг, Ференц Лист, Петер Пиксис, Генрих Герц, Карл Черни и Фредерик Шопен должны были написать вариации на тему марша из оперы Винченцо Беллини «Пуритане». Все авторы выполнили заказ, однако наибольшую работу сделал Ференц Лист, который сочинил не только одну из вариаций, но и интродукцию, финал и те музыкальные фрагменты, что связывали другие вариации между собой. Так появился «Гексамерон» – сочинение, требующее присутствия в один вечер в одном месте шести первоклассных виртуозов и потому крайне редко исполняемое. Созданная позже версия Листа, предназначенная для одного пианиста, также изобилует техническими сложностями; ее играют несколько чаще, но и она появляется на афишах не каждый год.

Для исполнения «Гексамерона» в Баку собрались артисты из Германии, Японии, США, Китая, России и Азербайджана. Германию представляла уроженка Эрфурта Катарина Тройтлер, в поисках разностороннего музыкального образования учившаяся в Ганновере и Токио, Париже и Мадриде, а теперь гастролирующая по всему миру. Японию – восходящая звезда Ацуши Имада, в прошлом году ставший лауреатом престижной премии Бельгийского общества Шопена. Американский профессор Николас Рот продемонстрировал чистый академический стиль, внутри которого пылал отчаянно сдерживаемый темперамент, а выросшая из девочки-вундеркинда в большую артистку китаянка Юнди Ху (свой первый международный фортепианный конкурс она выиграла в четыре года) объяснилась в любви к французскому романтическому репертуару.

Россию представлял обитающий ныне в Германии выпускник Московской консерватории Рустем Сайткулов, всегда предлагающий изысканно-аристократические трактовки классических произведений. И конечно, вместе с зарубежными коллегами блистательно сыграл сложнейшее произведение народный артист Азербайджана Мурад Гусейнов. Выступления пианистов в этот вечер сопровождал симфонический оркестр под управлением Фуада Ибрагимова. Концерт «великолепной шестерки» в Центре Гейдара Алиева начал их гастрольный тур, который продолжился в Гяндже, Шеки и Шемахе.

separator-icon
Дирижер Фуад Ибрагимов, пианист Рустем Сайткулов.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»