Состоялся очередной Международный фестиваль Мстислава Ростроповича
Международный фестиваль Мстислава Ростроповича открылся концертом «Опера-гала»

В Москве в Большом зале Консерватории прошел XIV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.

Возглавляющая и определяющая его программу дочь великого музыканта и знаменитой оперной певицы Галины Вишневской Ольга Ростропович выстроила фестиваль как серию концертов-посвящений. Темой первого стала опера, которую так любил Мстислав Леопольдович; второй концерт был отдан Латинской Америке, где музыкант часто гастролировал. На третьем звучала виолончель, «голос Ростроповича», причем в произведении, которое маэстро сам не раз исполнял.

Оперный гала на фестивале Ростроповича собрал яркую команду: в этот день можно было услышать солистов Большого театра Эльчина Азизова (баритон), Олега Долгова (тенор), Владислава Попова (бас), а также Ирину Мореву (сопрано из «Новой оперы») и Юлию Герцеву (меццо-сопрано, выстроившую успешную международную карьеру – от Мариинского театра до Ла Скала). На вечере также выступили зарубежные гости – гречанка Мирто Папатанасиу (сопрано, одна из лучших исполнительниц Моцарта) и итальянец Раффаэле Абете (тенор, прославившийся партиями из опер Верди и Пуччини). За пульт Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова встал Джузеппе Финци. Благодаря ему итальянская классика обрела точную интонацию, а звучание широко известной русской музыки окрасилось оттенком нежного любопытства.

Всякий оперный спектакль, конечно же, начинается с увертюры – в Большом зале Консерватории именно с нее, из «Силы судьбы» Верди, начался вечер. Эту музыку многие считают лучшей из обширного наследия итальянского классика: сквозь богатство мелодий, которые позже станут темами главных героев, несется грозный мотив мщения. Он затмевает и любовь, и благородство (Альваро случайно убивает отца возлюбленной – Леоноры, и ее брат Карлос клянется поквитаться с сестрой и ее соблазнителем). Ярость и напор – самые яркие краски этой музыки.

Пианист Альдо Саралеги
Карлос Буоно
Скрипачка Ке Хи Ким и виолончелист Александр Рамм

Далее в программе концерта Верди звучал еще не раз: Влади¬слав Попов в роли короля Испании Филиппа из оперы «Дон Карлос» терзался муками неразделенного чувства к молодой жене, затем в партии сурового пророка Захарии из «Набукко» он призывал иудей¬ский народ восстать против вавилонян. Яркий портрет циничного шута, чья любимая дочь стала жертвой развратного герцога, нарисовал Эльчин Азизов в арии Риголетто. Следом он в дуэте из «Трубадура» с Ириной Моревой, превратившись в графа ди Луну, принуждал Леонору пойти к алтарю, шантажируя ее жизнью возлюбленного. Впрочем, не только Верди стал героем вечера. Не был забыт и Джакомо Пуччини: Раффаэле Абете спел арии Рудольфа из «Богемы» и Роберто из «Виллис». Эта редко появляющаяся на мировых сценах опера по сюжету во многом схожа с балетом «Жизель», но ее автор более кровожаден: если у Адана призрак девушки прощает виновника ее безумия и гибели, то в опере Пуччини виллисы затанцовывают героя до смерти.

В концерте также звучала музыка Умберто Джордано (Ирина Морева исполнила арию Мадлен из оперы «Андре Шенье», где французская аристократка во время Великой французской революции умоляет пламенного революционера пощадить ее любимого, революционера не столь пламенного) и Жоржа Бизе – Юлия Герцева превратилась в вольную, слегка надменную Кармен.

Второй вечер фестиваля был посвящен танго; нет, его не танцевали, его играли, и играли так зажигательно, что публика порой жалела, что в Консерватории нет стоячего партера. Героем вечера стал Карлос Буоно – ветеран жанра, создатель и худрук собственного ансамбля (сам он играет на бандонеоне). В Москву с ним приехали пианист Альдо Саралеги, Эдуардо Леттера (контрабас), Даниэль Руджеро (бандонеон), Матиас Гранде (скрипка), Хуан Баутиста Брингас (скрипка), Хулио Давид Домингес (альт), Агустин Бру Пеше (виолончель) и Эдгардо Акунья (гитара). Исполняли Астора Пьяццоллу – более десятка его произведений, в том числе меланхолическое «Забвение», посвященное Ростроповичу «Гранд-танго» и «Либертанго», прославившее композитора на весь мир. Звучали в тот вечер зажигательные мелодии и других классиков ХХ века: Мариано Мореса (интригующая «Тангера»), Атилио Стампоне («Мой друг Чоло»), любимца новых поколений Карлоса Гарделя («День, когда меня полюбишь» и «Потерявший голову»), а также сочинения самого Карлоса Буоно («Мико» и «Портрет Наны»). И конечно, московская публика не простила бы музыкантам, если бы они не сыграли «Кумпарситу» Херардо Родригеса – танго, сочиненное более ста лет назад.

Третий вечер фестиваля сразу задал более строгую интонацию. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, легендарный «темиркановский» (ушедший в прошлом году маэстро руководил им 30 лет), привез программу из произведений Брамса и Рихарда Штрауса. В первом отделении солисты – скрипачка Ке Хи Ким из Южной Кореи и московский виолончелист Александр Рамм – исполнили Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели ля минор с оркестром, его в свое время Мстислав Ростропович играл с Давидом Ойстрахом. Во второй части вечера на сцене безраздельно царил оркестр, ведомый итальянским маэстро Франческо Оммассини.

Венецианец, много работающий на родине и за рубежом (постоянное место службы – Театр Арена ди Верона), разбирал симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» крайне осторожно, стараясь не ударяться в ницшеанские безумства. В опусе, сочиненном Штраусом под впечатлением от одноименного философского трактата, музыкально выстраивается идея сверхчеловека, воспевается его красота и величие. Но Оммассини, увлеченный идеей противостояния человека и дикой мощи природы, не дает музыке полной воли, не превращает ее в уничтожающий человечество шторм. Для него это скорее загадка, которую надо разгадать, модель, которую можно разобрать на фрагменты и собрать заново. Штраус в его изложении звучит чуть холодновато, но менее агрессивно и тем радует слух.

Внимание к фестивалю росло день ото дня – во второй и третий вечера уже в сотне метров от Консерватории спрашивали лишний билетик, а через тайные и известные только студентам ходы в зал просачивалась молодежь. Москва продолжает помнить музыканта, родившегося в Баку и покорившего весь мир, а его дочь и ее команда продолжают дарить публике прекрасную музыку.

separator-icon
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Дирижер – Франческо Оммассини
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»