Союзу композиторов Азербайджана 80 лет

В этом году исполнилось 80 лет Союзу композиторов Азербайджана. Он испытал восторг грандиозных взлетов и стоически пережил падения; им руководили великие люди, составлявшие цвет национальной культуры. В истории Союза композиторов отразилась история всей страны.

Постановление об организации в СССР творческих союзов было принято в 1932 году, но в Баку задолго до этого существовали содружества музыкантов, больше напоминавшие профсоюзы.

Крупных композиторов в Азербайджане тогда было довольно много для сравнительно небольшой республики: Узеир Гаджибейли, в 1908 году создавший знаменитую оперу «Лейли и Меджнун»; его брат Зульфугар Гаджибейли, автор «Ашыг-Гариба»; Муслим Магомаев-старший, Афрасияб Бадалбейли, Ниязи… Но ни один из них не встал у руля Союза композиторов, образованного 30 июня 1934 года. За первые два с половиной года существования союза были уволены за некомпетентность три его руководителя. Наконец в 1937 году председателем назначили Узеира Гаджибейли, на долю которого выпала историческая миссия – стать основоположником азербайджанской профессиональной музыкальной культуры. Усилиями Узеир-бека в Азербайджане появилась первая оперная труппа (1908 год) и консерватория (1922 год). В 1927 году вместе с Магомаевым он издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты, в 1931-м создал оркестр азербайджанских народных инструментов, а в 1936-м участвовал в создании хора при Бакинской филармонии.

«Союз композиторов объединял поистине великих людей, каждый из которых был грандиозной личностью»

Гаджибейли был очень европейским человеком. При нем в Союз композиторов приняли трех женщин – тогда такое было редкостью даже для Франции и Англии. В операх стали принимать участие певицы (раньше женские роли доставались мужчинам – мусульманка не могла выйти на сцену и показать лицо).

Интересно, что такого выдающегося композитора и педагога, как Рейнгольд Глиэр, азербайджанская культура получила благодаря одной из этих исполнительниц – Шовкет Мамедовой. Гаджибейли предложил ей выйти после одного из своих спектаклей и спеть арию из итальянской оперы. Местная публика тогда восприняла это как вызов, Шовкет освистали. Она уехала из Баку в Киев, училась там у Глиэра. Пообщавшись с Мамедовой, Рейнгольд Морицевич заинтересовался азербайджанской музыкой, стал набирать в свой класс студентов из Баку, познакомился с Гаджибейли и его друзьями, наконец, написал знаменитую оперу «Шахнаме» и получил звание народного артиста Азербайджанской ССР «за развитие новой тюркской музыкальной культуры».

Узеир Гаджибейли приглашал в Азербайджан выдающихся педагогов из других советских республик. Одним из них стал преподаватель композиции Ленинградской консерватории Борис Зейдман. Он проработал в Баку с 1939 по 1957 год, был заместителем председателя и ответственным секретарем правления Союза композиторов АзССР. Но главное – он вырастил учеников, которые потом составили цвет азербайджанской интеллигенции.

Талантливейшие ученики были и у самого Гаджибейли: Сеид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Джевдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Фикрет Амиров, Джангир Джангиров, Ашраф Аббасов, Шафига Ахундова, Сулейман Алескеров – все это музыканты знаменитой школы Гаджибейли. За 11 лет правления Узеир-бека в союзе в состав последнего вошли 33 композитора и музыковеда.

После кончины Гаджибейли в 1948 году пост председателя был временно доверен Сеиду Рустамову, потом Солтану Гаджибейли. Но вскоре их сменил Кара Караев, фактически руководивший союзом с 1947 года, когда Гаджибейли уже тяжело болел. Подобно своему учителю, Караев был талантливой личностью и лидером, способным вести людей за собой, – он руководил союзом больше 30 лет.

Узеир Гаджибейли
Ниязи
Муслим Магомаев-старший
Афрасияб Бадалбейли

Гаджибейли был очень европейским человеком. При нем в Союз композиторов приняли трех женщин – тогда такое было редкостью даже для Франции и Англии. В операх стали принимать участие певицы (раньше женские роли доставались мужчинам – мусульманка не могла выйти на сцену и показать лицо).

Интересно, что такого выдающегося композитора и педагога, как Рейнгольд Глиэр, азербайджанская культура получила благодаря одной из этих исполнительниц – Шовкет Мамедовой. Гаджибейли предложил ей выйти после одного из своих спектаклей и спеть арию из итальянской оперы. Местная публика тогда восприняла это как вызов, Шовкет освистали. Она уехала из Баку в Киев, училась там у Глиэра. Пообщавшись с Мамедовой, Рейнгольд Морицевич заинтересовался азербайджанской музыкой, стал набирать в свой класс студентов из Баку, познакомился с Гаджибейли и его друзьями, наконец, написал знаменитую оперу «Шахнаме» и получил звание народного артиста Азербайджанской ССР «за развитие новой тюркской музыкальной культуры».

Узеир Гаджибейли приглашал в Азербайджан выдающихся педагогов из других советских республик. Одним из них стал преподаватель композиции Ленинградской консерватории Борис Зейдман. Он проработал в Баку с 1939 по 1957 год, был заместителем председателя и ответственным секретарем правления Союза композиторов АзССР. Но главное – он вырастил учеников, которые потом составили цвет азербайджанской интеллигенции.

Талантливейшие ученики были и у самого Гаджибейли: Сеид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Джевдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Фикрет Амиров, Джангир Джангиров, Ашраф Аббасов, Шафига Ахундова, Сулейман Алескеров – все это музыканты знаменитой школы Гаджибейли. За 11 лет правления Узеир-бека в союзе в состав последнего вошли 33 композитора и музыковеда.

После кончины Гаджибейли в 1948 году пост председателя был временно доверен Сеиду Рустамову, потом Солтану Гаджибейли. Но вскоре их сменил Кара Караев, фактически руководивший союзом с 1947 года, когда Гаджибейли уже тяжело болел. Подобно своему учителю, Караев был талантливой личностью и лидером, способным вести людей за собой, – он руководил союзом больше 30 лет.

При Караеве уровень музыкального образования в республике поднялся очень высоко. Процесс оказался болезненным: преподавателям консерватории, которые не отвечали новым строгим требованиям, пришлось уволиться, зато качество обучения заметно улучшилось. Караев и сам преподавал, причем его учениками считают себя очень многие современные композиторы: Кара Абульфазович вел открытые занятия, прийти к нему в класс могли все желающие.

Как и ранее Узеиру Гаджибейли, Караеву пришлось отстаивать национальные традиции. Ведь время его правления пришлось на оттепель 1960-х годов, когда СССР захлестнули свежие направления в искусстве, а народную музыку снова чуть не отправили на свалку истории. Впрочем, Караев умел находить золотую середину: при нем не только сохранялись музыкальные традиции, но и развивались новые жанры. Появились прекрасные эстрадные исполнители, замечательные азербайджанские джазовики, такие как Рафик Бабаев и Вагиф Мустафазаде, создатель уникального стиля джаз-мугам.

В 1979 году Караев написал заявление на имя Гейдара Алиева с просьбой разрешить ему оставить пост председателя Союза композиторов в связи с тяжелой болезнью. Но Гейдар Алиевич отказал, потому что «имя Караева поднимает авторитет организации». Так что формально Кара Абульфазович руководил союзом до самой своей смерти в 1982 году, а текущими делами организации занимались первые секретари правления Тофик Кулиев и Акшин Ализаде.

Самое трудное время правления досталось Тофику Кулиеву, с 1990 по 2000 год. Впрочем, его предшественнику Рауфу Гаджиеву тоже было несладко в годы перестройки. Как и Васифу Адигезалову и Рамизу Зохрабову, которые руководили союзом в начале и середине 2000-х.

Конечно, хорошее в этом периоде тоже было: развивались молодые коллективы, проводились международные молодежные фестивали. Но в экономическом плане союзу приходилось буквально выживать. В 1991-м у организации отняли здание, во время переезда были утеряны и испорчены многие уникальные архивные документы, рукописи...

В 2007 году, после 17-летнего перерыва, прошел очередной съезд Союза композиторов страны, на котором была выбрана его нынешний председатель – народная артистка Азербайджана Франгиз Ализаде. И жизнь союза стала налаживаться. Вернулось здание на улице Хагани, 27, в нем сделали прекрасный ремонт. Союз композиторов стал регулярно, раз в пять лет, проводить съезды. А каждый съезд – это не столько заседания, сколько творческий отчет о том, что было создано союзом за эти годы. Проходят симфонические и камерные концерты, премьеры опер и балетов, выступления эстрадных, джазовых и фольклорных коллективов, выходят новые искусствоведческие издания. Сегодняшний Союз композиторов проводит музыкальные фестивали, налаживает международные творческие контакты, помогает молодым музыкантам. И главное, занимается самой важной своей задачей – развитием азербайджанской музыкальной культуры.

Фикрет Амиров
Тофик Кулиев
Кара Караев

Франгиз Ализаде

председатель Союза композиторов, народная артистка Азербайджана

Сегодня Союз композиторов оказывает большое влияние на музыкальную жизнь Азербайджана. Мы проводим фестивали «Шелковый путь» и «Мир мугама», налаживаем международные связи и укрепляем контакты с коллегами из бывших республик СССР. Уделяем большое внимание молодым музыкантам: проводим пленумы молодых композиторов, реализуем интересные проекты – например, «Молодежь и авангард: в мире звуков и красок», «Произведения азербайджанских композиторов в представлении молодых». При Союзе композиторов образуются молодежные музыкальные коллективы, мы даем им помещение, помогаем.

Союз композиторов принимает участие в фестивале «Мир мугама», проходящем под патронатом президента Фонда Гейдара Алиева госпожи Мехрибан Алиевой, состоялся уже три раза. Недавно вышла энциклопедия мугама на русском языке.

Мы возрождаем жанры национальной музыки, незаслуженно оказавшиеся в тени, например газель. Многие молодые композиторы не знают, что это такое, а ведь еще Узеир Гаджибейли в молодости написал две прекрасные газели, и его ученики проявляли интерес к этому жанру. Газель – это семь двустиший. Но то, как они должны между собой соотноситься, какой должна быть их форма, как должен соблюдаться ритм произведения при переводе его на музыкальный язык, – все это требует кропотливого изучения. Поэтому мы проводим научные конференции по газели, в которых принимают участие поэты, композиторы, музыковеды.

Сейчас Союз композиторов насчитывает 200 человек, но я считаю, что члены союза – это и Гаджибейли, и все великие личности, которые состояли в нашей организации, вплоть до самого молодого члена нынешнего союза. Потому что труды всех наших композиторов мы издаем и исполняем.

Фото: Elisabeth Toll / Lundlund

Ариф Меликов

народный артист СССР и Азербайджанской ССР

Союз композиторов Азербайджана объединял поистине великих людей, каждый из которых был грандиозной личностью и точкой притяжения для азербайджанской интеллигенции. Это и Узеир Гаджибейли, новатор мировой музыкальной культуры, соединивший в своих произведениях традиции Востока и Запада. И выдающийся композитор Кара Караев – к нему у меня особое отношение, потому что он был моим учителем, я многим ему обязан. Это и Ниязи – как звучала музыка в исполнении оркестров, которыми он дирижировал! Хотелось творить только ради того, чтобы услышать свои произведения в таком исполнении. Это и потрясающе яркий композитор Фикрет Амиров...

Когда-то Союз композиторов был серьезнейшим органом, объединявшим одновременно по семь-восемь народных артистов СССР. Они были лицом нашей музыки, жили ею. Музыка – это образ, драматургия, концепция, эмоция. Каждое прослушивание нового произведения и обсуждение его в союзе становились мастер-классом с участием настоящих корифеев. И я рад, что мне довелось учиться у этих людей и творить вместе с ними.

Фото: Morgan Norman

Фарадж Караев

заслуженный деятель искусств Азербайджана

Члены союза знакомили коллег со своими новыми опусами на симфонической, камерной, молодежной секциях. Сочинения обсуждались весьма бурно, вызывали массу споров, благожелательность или зависть, но всегда были полезны, особенно для молодых композиторов. Помню обсуждение «Очерков-63» Хайяма Мирзазаде: мы, студенты консерватории, подслушивали из-за приоткрытой двери – вход в зал для нас был закрыт. Град критики, упреки в формализме, отходе от традиций соцреализма – чего там только не было! Несколько робких голосов в защиту... А спустя более чем 50 лет сочинение живет и с успехом исполняется. Произведения Хайяма Мирзазаде, одного из лучших представителей азербайджанской композиторской школы, шестидесятника, вошли в золотой фонд нашей музыки.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Кара Караев, желая рассказать азербайджанским композиторам о новых тенденциях музыкальной Европы, провел в союзе несколько лекций по современной музыке. Помню его лекции о великом Витольде Лютославском, Антоне Веберне и Новой венской школе. Это была, пожалуй, первая попытка официально познакомить бакинских профессионалов с новой музыкой. Ведь еще за десяток лет до этого даже Прокофьев и Шостакович в консерваторском курсе истории музыки представлялись чуть ли не пугалами.

Фото: Из архива Фараджа Караева

Севда Ибрагимова

народная артистка Азербайджана

Мне повезло с преподавателями: изучала композицию у профессора Зейдмана и Кара Караева. Кара Абульфазович был велик и как композитор, и как педагог. Мы всегда чувствовали связь – и между собой, и со своим учителем. В Союзе композиторов сегодня много тогдашних студентов Караева. Поэтому я чувствую себя среди родных людей, как дома, здесь моя душа. 

Муса Мирзоев

народный артист Азербайджана

С Союзом композиторов связано 55 лет моей жизни. Я вступил в него в 26 лет, а в прошлом году отметил свой 80-летний юбилей. Как видите, мы почти ровесники. Для меня Союз композиторов – это прежде всего организация, в которой живы традиции, заложенные Узеиром Гаджибейли. Этот человек обладал огромным талантом. И он делал добро совершенно бескорыстно, не ожидая ничего в ответ. А потом ученики Гаджибейли так же помогали людям. Добро – заразительная вещь.

Джалал Аббасов

заслуженный деятель искусств, секретарь Союза композиторов Азербайджана

2007 год оказался этапным для нашей творческой организации, которая, опираясь на традиции прошлых лет, вступила в новую фазу своей истории. Концерты, пленумы, конференции, встречи с представителями науки и культуры в рамках проекта «Диалоги с современниками» – эти и многие другие положительные процессы стимулируются культурной политикой страны. Особенное внимание уделяется молодым музыкантам. В свои 80 союз полон сил и энергии, которые направлены на активное развитие национальной культуры страны.

Сардар Фараджев

заслуженный деятель искусств, секретарь Союза композиторов Азербайджана

Юбилей для творческой организации – это возможность продемонстрировать свои достижения. Прозвучавшие в рамках юбилейных мероприятий произведения не одинаковы по своей художественной ценности, но это нормально и закономерно. За последнее время серьезно расширилась география наших профессиональных контактов. Прошли Дни культуры на Украине, произведения азербайджанских композиторов исполнялись в Казахстане, Киргизии, США, Турции, Вьетнаме. Наш союз налаживает международные связи и укрепляет контакты с коллегами из бывших республик СССР. У Союза композиторов Азербайджана множество интересных идей и планов, которые обязательно будут реализованы. 

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»