Юбилей Бакинской музыкальной академии: со всем уважением
Дирижер – Фуад Ибрагимов, солисты – Фархад Бадалбейли и Мурад Адыгезалзаде. Фото: Денис Рылов

Нынешнее название Бакинской музыкальной академии втрое младше, чем она сама, – ему всего 30 лет. Большую часть ХХ века бакинцы, и не только они, знали ее как Азербайджанскую государственную консерваторию. Основанная в 1921 году благодаря великому композитору, дирижеру и основоположнику национального академического музыкального искусства Узеиру Гаджибейли, академия очень молода по сравнению с аналогичными мировыми заведениями того же уровня, но выпустила десятки композиторов, музыкантов и солистов с мировым именем. 

Фархад Бадалбейли, пианист, композитор, народный артист СССР, профессор, ректор Бакинской музыкальной академии. Фото: Александр Гронский.

Фархад Бадалбейли, пианист, композитор, народный артист СССР, профессор, ректор Бакинской музыкальной академии.

Столетнему юбилею азербайджанской консерватории был посвящен XII Габалинский международный музыкальный фестиваль, который прошел в августе. Его главными героями стали студенты и преподаватели Бакинской музыкальной академии.

В ноябре в Баку на столетие академии приезжал знаменитый дирижер, скрипач Дмитрий Ситковецкий, сын пианистки Беллы Давидович (под ее руководством Фархад Бадалбейли окончил аспирантуру Московской консерватории. – БАКУ) и скрипача Юлиана Ситковецкого. Помимо того что Дмитрий великолепно дирижировал сюиты из балета «Семь красавиц» Кара Караева и играл на скрипке «Цыганку» Равеля, он дал замечательный мастер-класс.

Дай бог, когда Шуша будет полностью готова принять жителей, мы станем проводить в ней ежегодные музыкальные фестивали. А еще хотелось бы устраивать там летние академии с участием прославленных музыкантов – это чудесный формат, когда артисты одновременно дают концерты и занимаются со студентами. Я мечтаю об этом.

«Сто лет – это, конечно, немного, – говорит ректор Бакинской музыкальной академии, профессор, народный артист СССР и Азербайджана Фархад Бадалбейли. – Европейские консерватории насчитывают и 200, и 300, и 400 лет. Но за сто лет профессиональная классическая азербайджанская школа прошла огромный путь, при том что культура Азербайджана насчитывает тысячелетия».

Азер Зада. Фото: Денис Рылов

Историю Азербайджанской государственной консерватории невозможно рассказать, не отметив влияние советской школы классической музыки и крепкие общие традиции, которые начали формироваться еще в первой половине прошлого века. И мэтры, и недавние выпускники прежде всего вспоминают Дмитрия Шостаковича, у которого учились последователи Узеира Гаджибейли Кара Караев и Джевдет Гаджиев. Сегодня имена этих композиторов и ректоров консерватории олицетворяют культуру республики.

«Азербайджан и Россию связывают традиции, которые идут от наших корифеев, – говорит дирижер, профессор, народный артист Азербайджана Ялчин Адигезалов. – Эти традиции заложил великий Узеир-бек, когда пригласил профессуру Московской и Санкт-Петербургской консерваторий в Баку. Это были крупнейшие специалисты – в первую очередь инструменталисты, пианисты, композиторы, которые помогали возрождать и поднимать национальную школу Азербайджана. Самый весомый вклад внес Дмитрий Шостакович, который, правда, сам в Баку не преподавал, но у него учились наши Кара Караев и Джевдет Гаджиев, основатели азербайджанского симфонизма. Позднее, приезжая в Баку, Шостакович называл композиторов среднего поколения – Арифа Меликова, Васифа Адигезалова, Фирангиз Ализаде – своими внуками, потому что они были учениками Кара Караева. Могу сказать, что все композиторы, которые учились у Караева, находились под влиянием обаяния, мастерства и величия Шостаковича».

Ялчин Адигезалов. Фото: Денис Рылов

Свой юбилей Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли отметила чередой праздничных концертов. В азербайджанской столице прошли выступления классических музыкантов в Государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева, камерный концерт классической музыки в Русском доме в Баку, джазовый гала-концерт в Международном центре мугама. Самый грандиозный концерт, организованный Фондом Гейдара Алиева и посольством Азербайджана в России, состоялся в Москве, в Большом зале консерватории. Для Бакинской музыкальной академии и вообще для азербайджанских артистов он был особенно важен, подчеркнул Фархад Бадалбейли, который сам выходил в тот вечер на сцену: «У наших консерваторий всегда были очень тесные связи. Мы студентами ездили в Московскую консерваторию в аспирантуру, столичные профессора приезжали к нам на выпускные экзамены в качестве председателей государственных комиссий. Это были такие гиганты, как Александр Гольденвейзер, Яков Мильштейн, Яков Флиер, Яков Зак. Так что Москва для всех нас – родной дом. А Большой зал консерватории – мечта любого музыканта».

Кроме ректора Бакинской музыкальной академии, в концерте приняли участие многие ее выпускники и преподаватели. Среди них народные артисты Азербайджана Ялчин Адигезалов, Мурад Адыгезалзаде, Самир Джафаров, Мурад Гусейнов, Егяна Ахундова, заслуженные артисты Фуад Ибрагимов, Сахиб Пашазаде, Азер Зада лауреат международных конкурсов Сельджан Насибли, Муртуза Бюльбюль и другие.

Муртуза Бюльбюль. Фото: Денис Рылов

В тот вечер на сцене звучали произведения выдающихся азербайджанских мастеров ХХ века: Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова, а также классика русских и европейских композиторов в исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева. Концерт открыла увертюра Гаджибейли к опере «Кёроглу», а завершилась праздничная программа финалом известного мугама «Карабах шикестеси» в исполнении Алима и Фарганы Гасымовых.

Джамал Алиев. Фото: Денис Рылов

Организаторы пригласили в Москву самых ярких азербайджанских солистов, причем сделали ставку на молодых исполнителей. Дирижер Ялчин Адигезалов, который работает с Российским национальным оркестром около 30 лет, признался, что ему было важно услышать мнение авторитетных российских коллег. «В оркестре есть блестящие музыканты старшего поколения, мнению которых очень доверяю. Я спросил, что они думают о наших артистах – скрипаче Эльвине Ганиеве, виолончелисте Джамале Алиеве. Коллеги выразили восторг, сказали, что это мировой уровень. Было приятно слышать, потому что эти ребята, которые уже очень востребованы, – завтрашний день азербайджанской культуры», – сказал маэстро.

Делясь личными впечатлениями от концерта, Адигезалов отметил, что это был большой праздник, а успех на одной из престижнейших площадок мира превзошел все ожидания. Зал, в котором присутствовали профессора, педагоги, музыканты высокого уровня, преподаватели музыкальных школ, устроил бурные овации. А значит, педагоги Бакинской музыкальной академии все эти годы трудились не зря.

Ялчин Адигезалов, дирижер, профессор, народный артист Азербайджана. Фото: "Геликон-Опера"

Ялчин Адигезалов, дирижер, профессор, народный артист Азербайджана.

Бакинская музыкальная академия – наша альма-матер и главный музыкальный вуз. Ее выпускники известны и востребованы в крупнейших театрах мира. Баритон Эвез Абдулла – солист Национальной оперы Мангейма. Эльчин Азизов, Юсиф Эйвазов, Динара Алиева – солисты Большого театра. Азер Зада – один из любимых теноров дирижера Риккардо Мути, который постоянно приглашает Азера на фестиваль в Равенну. Это все показатели возросшего мастерства выпускников нашей консерватории. Да, многие артисты оттачивают свои навыки за рубежом, но они выходцы из Бакинской музыкальной академии. Традиции, заложенные еще в Советском Союзе, живут до сих пор. Это очень мощная база. Советская школа классической музыки всегда была очень почитаемой, и пока мы живы, стараемся ее сохранить, привить нашим студентам. Советский Союз был ведущей музыкальной державой и придавал колоссальное значение культуре – об этом надо говорить, потому что все должны это помнить.

Мурад Гусейнов, пианист и композитор, народный артист Азербайджана, директор Международного центра мугама.

Я впервые переступил порог Бакинской музыкальной академии, когда мне было пять или шесть лет. С прекрасным залом, с этим замечательным вузом, который выпускает артистов мирового уровня, у меня связаны самые яркие воспоминания: это и участие в конкурсах, и экзамены в формате концертов, и общение с выдающимися педагогами. Я с большой признательностью вспоминаю всех своих учителей: замечательного пианиста профессора Эльмиру Сафарову, которая училась в Московской консерватории у Якова Флиера и Абрама Шацкеса, выдающегося композитора Эльмиру Назирову, ректора академии народного артиста СССР Фархада Бадалбейли, который блестяще играл на концерте в Большом зале Московской консерватории… Каждый день в стенах вуза я встречал великих людей и буду всегда стараться изо всех сил ради одной только чести считаться достойным продолжателем их дела.

Фуад Ибрагимов, дирижер, заслуженный артист Азербайджана

В Большом зале Московской консерватории я выступал не впервые – прежде были и концерты с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, и запись диска. Но у этой сцены особая аура, и выйти на нее волнующе для любого музыканта. Это сложно передать словами – чувствуешь совершенно другой уровень ответственности. Большой зал консерватории – магическое место: образно говоря, здесь распрямляешь спину и стараешься изо всех сил.

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»