Юбилей Франгиз Ализаде отметили в Баку

Когда юбилей музыканта отмечают и в театре, и в филармонии, и в Академии наук – значит, музыкант уже не просто любимец публики, но национальное достояние. Юбилей Франгиз Ализаде в Баку отмечали именно так.

В Театре оперы и балета исполнили ее оперу «Интизар» («Карабахнаме»); в филармонии Азербайджанский симфонический оркестр имени Узеира Гаджибейли представил ее Концерт для фортепиано с оркестром (солировал Закир Асадов) и «Пассионы по Насими» (солистами были Ильхам Наджафов, Талех Яхъяев и Вугар Алиев); а президиум Национальной академии наук избрал Франгиз Ализаде членом-корреспондентом НАНА. В честь композитора произносили торжественные речи, в юбилейный вечер ей был вручен орден «Шараф». Но главным героем этих дней была ее музыка, и это самый правильный подход к празднованию юбилея музыканта.

Франгиз Ализаде – тот редкий случай, когда высокий пост (а она руководит Союзом композиторов Азербайджана) занимает человек не просто талантливый, но выстраивавший свою карьеру прежде всего как художник, без компромиссов. Она окончила Бакинскую консерваторию сначала по классу фортепиано (ее преподавателем был Урфан Халилов), а затем по классу композиции, где стала ученицей Кара Караева. Много концертировала по городам СССР – и в своих концертах предлагала программы, которые могли шокировать местных культурных начальников и собирали полные залы истинных знатоков. Франгиз ханым любила (и любит сейчас) Берга и Шенберга, Мессиана и Веберна – и играла их, соединяя своих слушателей с великой музыкой ХХ века, в то время как многие советские филармонические исполнители, выбирая заграничный репертуар, оставались в безопасном веке XIX.

Ее первая Соната для фортепиано была посвящена памяти Альбана Берга; в музыке она будто разговаривала с великим композитором, печалилась о том, что он покинул этот мир еще до ее рождения, – и смело продолжала его тему, будто обещала быть достойной имени заочной ученицы. Эту сонату сыграл в юбилейные дни в Центре мугама Фаган Гасанлы – и она прозвучала как исполненное обещание автора. Рядом исполнялись более поздние сочинения, снова продемонстрировав широту кругозора композитора и ее любовь к самым современным и нетривиальным решениям.

Преподаватель и профессор в Бакинской консерватории, затем профессор в консерватории в Мерсине, с десяток лет – обитатель Германии, одна из десятки главных европейских композиторов, Франгиз Ализаде вернулась на родину уже как человек мира, на равных разговаривающая с первыми музыкантами планеты. Неудивительно, что эти музыканты не только играют, но и заказывают ей музыку (одним из первых был Мстислав Ростропович, затем его почин подхватил Йо Йо Ма). В сочинениях Ализаде органично сосуществуют сокровища национальных тем и радикальные структурные эксперименты – вместе они и создают большую музыку.

В дни юбилея по российскому телеканалу «Культура» в цикле передач «Энигма», который ведет Ирина Никитина, вышла передача о Франгиз Ализаде. Цикл этот посвящен крупнейшим деятелям современной академической музыки – автор всматривается в людей, достигших значительных высот в искусстве, выводит их на откровенный разговор. Не о каком-то закулисье – но о самой сути музыки, самой сути работы в ней. И выпуск, посвященный Франгиз Ализаде, один из самых интересных в цикле – потому что композитор стала примером того, как просто и ясно может говорить о своей профессии великий музыкант.

separator-icon
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»