Об истории первого международного договора о защите культурных ценностей рассказала выставка «Пакт Рериха – мир через культуру» в Российском информационно-культурном центре в Баку.
Пакт Рериха, или Вашингтонский договор стал первым международным актом, полностью посвященным охране объектов культурного наследия. Его положения легли в основу современных международно-правовых стандартов в области охраны культуры – в частности, Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954) и конвенции 1972 года, с которой началось составление списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Идея поднять вопрос об охране культурного наследия на межгосударственном уровне впервые появилась у русского художника, философа, писателя Николая Рериха на рубеже XIX–XX веков. Годами он формулировал ее и в итоге выразил в следующем положении: культура – это самое главное, самое прекрасное в мире; она достояние всего человечества, и совместные усилия по ее сохранению приведут к всеобщему прочному миру. Будучи не только визионером, но и активистом, Рерих сумел преобразовать идею в конкретное предложение и в 1928 году обратился к мировой общественности с проектом договора, подготовленным юристом, доктором международного права Парижского университета Георгием Шклявером.
Нобелевской премии мира, на которую Рерих был номинирован трижды, он так и не получил, зато добился куда более важного решения. В 1935 году в Вашингтоне представители 21 государства, входящего в Панамериканский союз, подписали Пакт Рериха, согласно которому исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения должны считаться нейтральными и пользоваться уважением и защитой как в военное, так и в мирное время. В Европе подобный документ был утвержден после Второй мировой войны.
Экспозиция «Пакт Рериха – мир через культуру» в Российском информационно-культурном центре Баку состояла из исторических плакатов, посвященных пакту, и репродукций картин Николая Рериха. Путь выставки начался в прошлом году в венском отделении ООН, затем ее показали в Эстонии и Латвии, и вот теперь, в год 85-летия пакта, – в Баку. Мероприятие стало частью проекта «Пакт Рериха. История и современность», который длится с 2012 года и насчитывает уже более 50 выставок, прошедших в таких международных центрах, как Дворец мира в Гааге и штаб-квартира ООН в Нью-Йорке.
Выставку привезли в Баку благодаря содействию Международного центра Рерихов в Москве и представительства Россотрудничества в Азербайджане. «К разрушениям приводят не только боевые действия, но и людское равнодушие, а когда уничтожаются памятники, обедняется культура народа, на земле которого эти памятники стоят», – говорит Лала Султанова, член Ассоциации поддержки Международного центра Рерихов. Она уверена, что идеи художника и философа, несмотря на давность, по-прежнему обращены в будущее и когда-нибудь об охране культурных ценностей станут заботиться не только специализированные институции, но и каждый человек.