Рами Меир: хроника одного народа

Художник Рами Меир – горский еврей, но считает своим домом и Баку, и Москву, и Израиль. Этой весной он представил в бакинском Музее ковра выставку «История одного народа – для всего мира» (до этого в Москве ее показывал Музей Востока): более 40 картин и артефакты из личной коллекции, рассказывающие о жизни и быте горских евреев. 

Фото: Фахрия Мамедова

На выставках Рами Меира случаются удивительные встречи во времени. Они выглядят так: пришли самые главные, как их называет художник, зрители – представители общины горских евреев (в Москве ли, в Израиле, Германии или в Америке). Разбрелись по залам, рассматривают картины, и вдруг кто-то отчетливо и громко произносит: «Ой! Да это же моя тётя!» Так произошло, например, с картиной «Губинские ковровщицы», которую художник написал со случайно попавшей к нему фотографии середины ХХ века. На тот момент он знал только, что эти женщины из числа горских евреек (джуури – так называет себя этот народ), работавших на фабрике в Красной Слободе. Благодаря случайному узнаванию их имена теперь известны и подписаны: Соня Исог Мэнэшир, Аснад Овшолум и Роза бат Бирсиин Гилилова. Кстати, их лица навсегда останутся и в ковроткачестве – для бакинской выставки ковровщицы объединения «Азерхалча» за несколько месяцев вручную воспроизвели групповой портрет на ковре.

Рами Меир (Рахамим Мигиров) родился в Баку в горско-еврейской семье. Его дед был известным в городе раввином, его даже называли азербайджанским словом «сеид» – святой, уважаемый. «Красная Слобода – это земля наших матерей, а далекий Иерусалим – родина наших отцов», – любит повторять Рами. Его мать, как и все родственники по ее линии, родилась в Красной Слободе. С детства с Рами не только разговаривали на джуури, но и рассказывали джуурские притчи, из которых он черпал первое знание о мудрости своего народа. Притчи стали и первым предметом его коллекционирования. А коллекционер Рами страстный.

«Со временем у меня сложилась, наверное, самая полная коллекция визуальных материалов, посвященная нашему народу и старому Баку»

Фото: Фахрия Мамедова
Фото: Фахрия Мамедова

Открытка из прошлой жизни

В молодости он учился в художественном училище на чеканщика ювелирных изделий и параллельно изучал другие техники и художественные стили. После того как по дороге на ВДНХ все чеканные работы Рами пропали, он оставил это ремесло. На дворе были 1990-е, вместе с семьей Меир эмигрировал в Израиль, там работал в архитектуре и дизайне интерьеров, а параллельно все больше интересовался своими корнями. Тогда он и начал рисовать: пейзажи, абстракции, концептуальные работы, напрямую или опосредованно связанные с иудаикой. «У меня есть понимание, что картина должна излучать добрую энергию, а не уводить человека, который на нее смотрит, в уныние или стресс, – говорит художник. – Я никогда не подхожу к холсту, если у меня нет этого светлого чувства, хорошего настроения, которое я хотел бы передать зрителю».

Еще во времена жизни в Баку Рами любил ходить по лавкам старьевщиков и букинистов. Тридцать лет назад на одном из развалов он увидел старинную, времен Николая I открытку. На обороте было написано «горный еврей». Оказалось, карточка относится к серии «Малые народы России» по фотографиям, сделанным Густавом Паули для первого большого этнографического описания страны. «Наряду с другими народами в этой серии был десяток открыток, посвященных горским евреям. Я начал разыскивать их, и со временем у меня сложилась, наверное, самая полная коллекция визуальных материалов, посвященная нашему народу и старому Баку».

На этой основе и родилась серия работ, представленная в Баку. Первую картину из жизни горских евреев Рами Меир написал в 2010 году. Тогда он еще не планировал ни серии, ни большого международного проекта, просто через кисть и краски выплеснулось на холст накопленное знание. Рами вдохновлялся сюжетами и сценками конца XIX – начала ХХ века, а детали – черты лиц, одежду, украшения, оружие, предметы интерьера – почти документально воспроизводил со старинных открыток и фото. Проводы горских евреев в царскую армию и их служба, свадьба в Красной Слободе, известный ансамбль Беньямина бен Давида, народ собирается у синагоги… Танец с саблями, мастерская портного, ковроткацкий станок… Мы словно проходим по выступившей из тьмы времен галерее, рассматривая лица давно ушедших людей: раввинов, торговцев тканями и яблоками, красавиц на выданье, матерей в нарядной национальной одежде, семей, представленных сразу четырьмя поколениями…

«Известный горско-еврейский художник Биньямин Шалумов – он живет в Дагестане – приехал на выставку, прошелся по ней и остался удивлен, что все лица, как он мне сказал, именно горских евреев, ничего постороннего я в них не привнес, – делится Рами Меир впечатлениями. – Другой человек долго и очень внимательно рассматривал одну картину, потом сказал: это бухарский еврей. Он определил это по мельчайшим деталям, вплоть до того, как повязан платок. Мне важно было отразить истинную картину без прикрас, и многие наши люди, особенно те, кто еще помнит старые времена, оказались за это благодарны. У нашего народа много достойных представителей: есть и академики, и профессора, и знаменитые врачи, среди которых изобретатель ортопедического аппарата доктор Илизаров. Я взял на себя определенную смелость говорить за весь народ и счастлив, что у меня появилась эта возможность».

Братья. 2017. Фото: Фахрия Мамедова

С помощью напарника

В те времена, о которых рассказывает Рами Меир, горские евреи не писали картин. Это был простой народ, живший земледелием, тяжелым трудом и верой. Исторически в Красной Слободе не было иерархии, не было знати, которая бы покровительствовала искусствам. Конечно, здесь занимались ремеслами, и некоторые предметы быта – украшения, кинжалы, посуда, ковры – выполнены так искусно, что сегодня их относят к произведениям декоративно-прикладного искусства. Но картин, по которым потомки могли бы составить представление о жизни ушедших поколений, не было. Своей серией работ Рами Меир словно бы ретроспективно создает эту никогда не существовавшую традицию живописи.

«В процессе работы над выставкой мне открылся образ уверенного в правильности выбранного пути, талантливого и увлеченного своей масштабной и прекрасной идеей художника, – говорит Мария Филатова, куратор выставки «История одного народа – для всего мира», научный сотрудник Музея Востока, известный специалист по азербайджанскому искусству. – Рами Меир вышел на художественную сцену, показав зрителям серию картин «Горские евреи», работы, выполненные в технике чеканки по металлу, объекты из дерева, а также часть своей коллекции старинных открыток и предметов декоративно-прикладного искусства. Рами разносторонен и одновременно целен в своих проявлениях. Он транслирует нам не только эмоции, но и философский базис, глубокие знания истории, которые собирает и осмысливает многие годы».

Абшеронский полуостров. 2018. Фото: Фахрия Мамедова

«Для меня творчество Рами Меира неотделимо от его личности не только как автора живописных работ, но и в более широком смысле, – продолжает куратор. – Несомненно, для каждого малого народа очень важен представитель, который становится проводником своей культуры в большой мир. Именно такую трудную и благородную миссию взял на себя Рахамим Мигиров. В этом контексте можно смело говорить не только и не столько о художественной ценности отдельных произведений, но о его живописи как части замечательного гуманистического плана. Выставки в московском Государственном музее Востока и в азербайджанском Национальном музее ковра – важнейшие этапы реализации этого плана, всестороннего и вдумчивого рассказа-посвящения своему народу».

Рами Меир останавливается у картины «Горские евреи-земледельцы». «Посмотрите на эти лица, – говорит он. – Эти люди жили в горах, где трудно возделывать землю, они трудились, чтобы прокормить свои семьи. Что помогало им? Смирение и Божья помощь».

У горских евреев есть пожелание «Худо Хэрмэх» – в переводе с языка джуури «пусть твоим напарником будет Бог». В нем есть глубокий подтекст, позволяющий, может быть, хоть немного приблизиться к пониманию их отношения к жизни. Человек – проводник воли Всевышнего: чем больше ответственности он берет на себя, тем благосклоннее Бог помогает ему; чем больше он отдает, тем больше получает. С этим принципом горские евреи живут много веков. Несмотря на то что небольшая община, немногим больше 200 тысяч, сейчас разбросана по разным странам и континентам, она живет как будто по старым правилам. Люди стараются держаться вместе. Кто может, тот помогает своему народу и работает на его благо.

Суббота – Шаббат. 2007. Фото: Фахрия Мамедова

Так, во время подготовки бакинской выставки команду Рами Меира консультировала историк горских евреев израильтянка Фрида Юсуфова. А сам Рами, уже много лет живущий в Москве, во время пандемии записал видеокурс «15 уроков джуури». Два года назад он возглавил Союз художников горских евреев России; сегодня в нем состоит уже больше 40 живописцев, и Рами не без удовлетворения отмечает, что некоторые вслед за ним увлеклись этнографической темой и пишут теперь улицы не Парижа, но Губы.

«Нашему народу еще многое нужно сделать, – говорит Рами Меир. – Нас не так много в мире, но мы до сих пор храним память и Израиля, и древнего Вавилона, и Персии, и Азербайджана. У нас много талантливых людей, пусть они делают больше и больше для всего мира. Моя личная мечта – чтобы передвижная выставка с этими картинами проехала по всем странам, где живут горские евреи».

«Я никогда не подхожу к холсту, если у меня нет хорошего настроения, которое я хотел бы передать зрителю»

Фото: Фахрия Мамедова
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»