«Лейли и Меджнун» в постановке Марка Морриса на фестивале в Нью-Йорке

Спектакль «Лейли и Меджнун» стал одним из главных событий фестиваля White Light в Нью-Йоркском Линкольн-центре.

Фестиваль, название которого отсылает к знаменитой фразе композитора Арво Пярта («Я могу сравнить мою музыку с белым светом, который включает в себя все цвета. Только призма способна разделить цвета и заставить их проявиться; этой призмой может быть душа слушателя»), – самый молодой из фестивалей Линкольн-центра. Ему всего семь лет, но он уже завоевал безусловную репутацию среди любителей классической музыки. В этом году он проходил в Роуз-театре, где каждое представление могли посмотреть более 1100 зрителей. Художественный руководитель фестиваля Джейн Мосс девизом нынешнего выбрала слово «Вера» – ее интересовало и то, во что верили художники на протяжении веков, и вера в человечество, в его способность идти к лучшему будущему. Она включила в программу большой проект «Псалмы» (более 150 псалмов из разных стран и разных времен было исполнено за 12 вечеров) и оперы, посвященные избранной теме. Одним из важнейших событий фестиваля стали показы спектакля «Лейли и Меджнун» в постановке Марка Морриса. Его можно было увидеть четыре вечера подряд.

Худрук Mark Morris Dance Group – один из самых ярких хореографов Соединенных Штатов и, пожалуй, самый успешный из независимых. Одно то, что его труппа всегда выступает с живой музыкой, говорит и о требовательности хореографа к спектаклю, и о его деловых качествах. А смелость, с которой он обращается с классическими сюжетами, вошла в легенду («Щелкунчик» превратился у него в «Крепкий орешек», и в подчинении принца оказались американские десантники, сражающиеся с мышами). В этот раз он обращался со знаменитой историей удивительно бережно – хотя и сократил партитуру Узеира Гаджибейли до 70 минут, но сохранил интонации отчаянной нежности и нежного отчаяния, которыми переполнена древняя легенда.

«Лейли и Меджнун» – совместная работа Mark Morris Dance Group, ансамбля Silk Road под руководством Йо Йо Ма и Алима и Ферганы Гасымовых. Музыка Узеира Гаджибейли, переработанная самим Алимом Гасымовым, Джонни Гандельсманом и Колином Якобсеном (скрипачами ансамбля Silk Road), звучала на традиционных азербайджанских и европейских инструментах (кяманча и тар – и рядом скрипки, виолончель и контрабас) и в голосах Алима и Ферганы Гасымовых. Певцы и музыканты располагались в центре сцены, а вокруг них вели свой рассказ в танце 16 танцовщиков.

Хореограф поделил свой спектакль на пять частей («Любовь и разлука», «Несогласие родителей», «Печаль и отчаяние», «Нежеланная свадьба Лейли», «Смерть влюбленных») – и в каждой из первых четырех частей отдал роли главных героев разным артистам. Так подчеркивалось то, что история Лейли и Гейса-Меджнуна – это глобальная история любви, имена их стали тоже нарицательными, как имена Ромео и Джульетты. А в последней части Моррис соединил всех исполнителей главных ролей – и в спектакле гибнут от любви четыре Лейли и четыре Гейса.

Оформил спектакль выдающийся английский живописец сэр Говард Ходжкин – он придумал яркие костюмы героев, и его абстрактное полотно «Любовь и смерть» стало задником для постановки. К сожалению, работа над спектаклем стала последней для 84-летнего мастера – и представления в Линкольн-центре были посвящены его памяти.

Спектакль «Лейли и Меджнун» получил очень высокие оценки мировой критики. Восторженные рецензии напечатали The New York Times («Певцы не двигаются и не играют, они только поют, но их голоса – в самом сердце спектакля. Алим Гасымов, исполняющий партию Меджнуна, – серебряноголосый, мощный и приковывающий внимание артист») и Financial Times («Моррис создал один из самых волнующих своих спектаклей»). В марте 2018 года «Лейли и Меджнун» покажут в Чикаго и Вашингтоне.

Ансамбль Silk Road. Фото: Todd Rosenberg
Алим Гасымов исполнил партию Меджнуна, Фергана Гасымова – партию Лейли. Фото: David O'Connor.
Фото: Beowulf Sheehan.
Хореограф Марк Моррис, постановщик спектакля «Лейли и Меджнун». Фото: David Leyes.
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»