Серия юбилейных мероприятий началась с открытия групповой выставки Ön Söz – On Söz («Предисловие. Десять слов») в Музее каменной летописи. В этот вечер художников, представителей дипломатических миссий и журналистов приветствовали основатель YARAT художник Аида Махмудова и куратор выставки Фарах Алакбарли.
Название юбилейной выставки отсылает к первому проекту YARAT Ön Söz («Предисловие») 2011 года. Экспозиция небольшая, но исполненная глубокого смысла: десять значимых работ из коллекции YARAT, созданных по ее заказу, например, к международным биеннале. Это не ретроспектива, а обзор, тонко собранная мозаика, позволяющая оценить развитие организации во времени и масштаб ее работы в целом.
Главные темы представленных произведений – традиции и ценности, память и история – по сути, разными путями приводят зрителя в одну точку: к попытке осмыслить, как прошлое влияет на настоящее и как неоднозначно воспоминания и опыт преломляются в реальности.
Вот карточный домик из металла с говорящим названием «Неопределенность» Рашада Алакбарова, собранный художником специально к 56-й Венецианской биеннале в 2015 году. Об иллюзорности жизни и преходящем характере кажущихся незыблемыми ценностей – «В ожидании Годо», работа Хабиба Сахера, иранца, живущего в Европе. Поместив на высохшее дерево гипсовые головы, которые будто разбиваются об пол на глазах у зрителей, художник предлагает примириться с прошлым, которое вновь и вновь приносится в жертву постоянному обновлению. Британца с пакистанскими корнями Идриса Хана вдохновило этапное сочинение композитора Оливье Мессиана «Квартет на конец времени», написанное в концлагере: в 2012 году Хан воспроизвел партитуру произведения на панели из закаленной стали, отдавая дань творческой непоколебимости композитора. А вот четырехминутный ролик «Социальная анатомия» Фаига Ахмеда, прославившегося на весь мир своими психоделическими коврами: в 2016 году он с помощью аэрофотосъемки запечатлел с высоты птичьего полета хореографию традиционной азербайджанской свадьбы. Люди, их движения и предметы сплелись в гармоничный узор, создав грандиозный живой ковер.
Ностальгия просматривается в восьмиканальной видеоинсталляции Орхана Гусейнова «Советское ателье» (2014). Этот же бакинский квартал вдохновил и саму Аиду Махмудову: художница взяла старую решетчатую дверь из этого квартала и создала ее блестящую зеркальную «тень» – отражение модернизации Азербайджана в целом и Баку в частности.
Открытию выставки предшествовал аудиовизуальный перформанс. Архитектурное видеомэппинг-шоу команды Hypnotica обращалось к главным направлениям современного искусства – живописи, скульптуре, музыке, фото, видео, инсталляции. «Например, в теме «Скульптура» мы показали каменные изваяния Нияза Наджафова. А в финале создали эпичную сцену, призванную донести нашу главную мысль: динамично развиваясь в скоротечном времени, YARAT уже оставил след в истории искусства страны», – сказал основатель Hypnotica Джавид Гулиев.
Первый вечер недельного празднования юбилея YARAT закончился музыкой. Джазовое трио в составе Эльвина Баширова, Руслана Гусейнова и Исфара Сарабского сыграло пьесы из последнего альбома Сарабского The Planet. Группу пригласила на сцену Аида Махмудова. Но сначала она искренне поблагодарила свою команду, за десятилетие реализовавшую 194 локальные и международные выставки и около двух тысяч образовательных и общественных программ. «Очень рада сегодня видеть вас здесь. Рада тому, что вы разделяете с нами наше десятилетие. Это ценно для нас, наших художников и посетителей. Если посмотреть сквозь призму времени, можно увидеть, что десять лет подобны мгновению. Однако YARAT за эти годы проделал большую работу. Я работаю с очень талантливыми профессионалами, любящими свое искусство», – сказала Аида Махмудова.
В рамках юбилейных мероприятий Аида Махмудова, Рашад Алакбаров, Мусеиб Амиров и Сабина Шихлинская также провели мастер-классы для юных ценителей искусства. Завершила юбилейную неделю премьера документального фильма об истории и деятельности YARAT Ön Söz – On Söz («Предисловие. Десять слов»).
Открытию выставки предшествовал аудиовизуальный перформанс. Архитектурное видеомэппинг-шоу команды Hypnotica обращалось к главным направлениям современного искусства – живописи, скульптуре, музыке, фото, видео, инсталляции. «Например, в теме «Скульптура» мы показали каменные изваяния Нияза Наджафова. А в финале создали эпичную сцену, призванную донести нашу главную мысль: динамично развиваясь в скоротечном времени, YARAT уже оставил след в истории искусства страны», – сказал основатель Hypnotica Джавид Гулиев.
Первый вечер недельного празднования юбилея YARAT закончился музыкой. Джазовое трио в составе Эльвина Баширова, Руслана Гусейнова и Исфара Сарабского сыграло пьесы из последнего альбома Сарабского The Planet. Группу пригласила на сцену Аида Махмудова. Но сначала она искренне поблагодарила свою команду, за десятилетие реализовавшую 194 локальные и международные выставки и около двух тысяч образовательных и общественных программ. «Очень рада сегодня видеть вас здесь. Рада тому, что вы разделяете с нами наше десятилетие. Это ценно для нас, наших художников и посетителей. Если посмотреть сквозь призму времени, можно увидеть, что десять лет подобны мгновению. Однако YARAT за эти годы проделал большую работу. Я работаю с очень талантливыми профессионалами, любящими свое искусство», – сказала Аида Махмудова.
В рамках юбилейных мероприятий Аида Махмудова, Рашад Алакбаров, Мусеиб Амиров и Сабина Шихлинская также провели мастер-классы для юных ценителей искусства. Завершила юбилейную неделю премьера документального фильма об истории и деятельности YARAT Ön Söz – On Söz («Предисловие. Десять слов»).