Аида Абдуллаева: арфа номер один

Сто лет назад, 13 апреля 1922 года, в семье бакинцев Абдуллаевых родился пятый ребенок – дочка. Когда она залилась громким плачем, брат молодой матери, как раз вернувшийся с премьеры оперы Верди, предложил назвать девочку Аидой – и предрешил ее музыкальную судьбу. Сегодня весь мир знает заслуженную артистку, основоположницу азербайджанской арфовой школы профессора Аиду Абдуллаеву.

Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Аиде повезло с семьей: каждый из ее родных был личностью, талантом и просто красивым человеком. Мама Суват из княжеского рода Уцмиевых приходилась внучкой знаменитому военачальнику Русской императорской армии генерал-лейтенанту Араблинскому и состояла в родстве с нефтепромышленниками Тагиевыми. Суват владела пятью языками, играла на таре и при этом была идеальной матерью трем сыновьям и двум дочерям, а также образцовой хозяйкой дома, в котором перебывала вся бакинская интеллигенция.

Отец Аиды, Гамдулла Гаджи оглу Абдуллаев, был наследником богатой купеческой семьи из Дербента, работал на фамильных рыбных промыслах, затем стал директором акционерного общества «Тагиев и Ко», а после установления советской власти в Закавказье руководил рыбными трестами Азербайджана и Дагестана. Гамдулла был предприимчив, энергичен, обладал быстрым умом – словом, был прекрасным бизнесменом. В 1926 году государство поощрило его за успешную работу в Дагрыбтресте и ежегодное перевыполнение плана, отправив двух его сыновей, десятилетнего Адиль-Гирея и восьмилетнего Амир-Арслана, на учебу в Германию. Вскоре связь с мальчиками прервалась, и семья потеряла их на 40 лет. Только в 1966 году с помощью Красного Креста Абдуллаевы разыскали братьев, которые к тому времени давно сменили фамилию и перенесли множество испытаний.

Амир и Адиль Эрк, семья Аиды Абдуллаевой (третья слева): мать Суват ханым, отец Гамдулла муаллим, сестра Хаят, брат Юсуф. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Жажда жизни

В 1930-м Гамдуллу Абдуллаева обвинили во вредительстве и расстреляли. У семьи отобрали квартиру на Бондарной улице в центре Баку (сегодня – улица Шамси Бадалбейли) и конфисковали все имущество, включая рукопись книги о сельдяном промысле западного берега Каспия, которую Гамдулла готовил к печати. Так у восьмилетней Аиды в один момент закончилось детство и началась жизнь, выдержать которую способен не всякий взрослый.

Ее мама Суват, оставшись без дома одна с тремя детьми, бралась за любую работу. Платили ей копейки и при очередной «чистке» в организации увольняли как жену врага народа. Свой дом у семьи появился только в 1950 году, когда старшая дочь, талантливый скульптор Хаят Абдуллаева, обменяла свою жилплощадь в Ленинграде на крохотную квартирку в Баку.

Рассказывает дочь Аиды Абдуллаевой Лейла Мамедова: «В этой маленькой квартире жили сначала бабушка, мама и тетя Хаят. Потом приехал дядя с женой из Средней Азии, стали появляться новые члены семьи, я тоже там жила некоторое время. В конце концов количество жильцов выросло до 11 человек! И всем заправляла бабушка Суват, маленькая женщина с крутым нравом. Благодаря ее железному характеру моя мама с сестрой и братом выжили, выучились и реализовались в жизни, несмотря на жестокие испытания. Образование детей всегда было для бабушки приоритетом».

Аида Абдуллаева. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Аиду отправили учиться музыке – к великой удаче, девочка попала в руки Елизаветы Шлезигер, руководителя класса игры на арфе, солистки Азербайджанского государственного театра оперы и балета. На тот момент та недавно окончила Московскую консерваторию, где училась по методу родоначальника консерваторской арфовой школы Александра Слепушкина.

Занимались на маленькой французской арфе – других просто не было. Аида попала в класс поздновато, уже подростком, но сразу начала делать очевидные успехи. Педагог стала разучивать с ней сложные сочинения, а затем включать Аиду в программу консерваторских концертов. На одном из таких выступлений в 1938 году школьницу услышал сам Узеир Гаджибейли и отметил, что девочка очень одарена и обладает прекрасной техникой. Через год ее зачислили практиканткой в симфонический оркестр Азербайджанской государственной консерватории, а через два Аида окончила среднюю школу и поехала учиться в Московскую консерваторию. Но вскоре пришлось вернуться в Баку: началась война. И тут же новый удар: в том же 1941-м Абдуллаевых как семью врага народа сослали в Северный Казахстан, дав сутки на сборы.

Мамлютка – так назывался поселок, в который их распределили: край земли, где царила лютая зима с ледяными ветрами, и на многие километры вокруг ни единой возможности заниматься музыкой. Аида стала забывать свои навыки. Да и не до арфы ей было – гораздо более насущной заботой было не умереть от голода: некоторые новые знакомые из числа сосланных интеллигентов вскоре упокоились в мерзлой земле. И однажды Суват ханым твердо объявила детям, что хочет жить, и уезжает из ссылки.

Те перепугались: «Как? Кто тебя отпустит? Это побег, наказание будет суровым!» Но мать молча встала, добрела до станции и села в поезд. Она прекрасно знала, что дети бросятся следом за ней. Это был страшный риск: все Абдуллаевы были без паспортов. Члены семьи и присоединившаяся к ним подружка Аиды договорились разделиться и добираться до Баку поодиночке. И случилось чудо: им это удалось.

Уже дома Аида обратилась за помощью к Узеиру Гаджибейли: у кавалера ордена Ленина и лауреата Сталинской премии были большие возможности. И композитор не остался равнодушным: благодаря его хлопотам семья Абдуллаевых получила новые документы, а Аида – работу в симфоническом оркестре Радиокомитета Азербайджанской ССР. Гаджибейли очень ценил девушку, единственную в республике арфистку азербайджанского происхождения. Что же касается Суват ханым, то ей Гаджибейли дал должность заведующей консерваторской библиотекой. Отсюда женщину уже никто не увольнял. Суват прожила остаток дней в относительном спокойствии и умерла в возрасте 93 лет.

Суват Уцмиева-Абдулаева, мать Аиды ханым. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Единое целое

В 1944-м Аида отправилась в Москву и восстановилась в консерватории. Первый год она жила у своей преподавательницы народной артистки СССР Ксении Эрдели – основоположницы советской школы игры на арфе, композитора, выпускницы Смольного института благородных девиц, арфистки оркестра Итальянской оперы и солистки Большого театра. Ксения Александровна ясно видела талант ученицы и вкладывалась в Аиду, лепила из нее мастера, обладающего не только безупречной техникой, но и собственным ярким стилем исполнения. Их благородная дружба перешла по наследству в семьях: так, Аида была дружна с племянницей Эрдели Ольгой, тоже знаменитой арфисткой; дочь Аиды Лейла до сих пор близка с дочерью Ольги Эрдели; их дети, в свою очередь, дружат между собой.

Занятия, репетиции, экзамены, зачеты, немного сна – примерно так проходили годы учебы Аиды в Московской консерватории. Этот уклад резко нарушился, когда молодая арфистка встретила студента Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Токая Мамедова. Старшая сестра Хаят попросила девушку помочь своему однокурснику, оказавшемуся в столице, – и случайная встреча оказалась счастливой: Аида и Токай стали парой.

Токай Мамедов и Аида ханым. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой
Аида Абдуллаева с детьми – Джангиром и Лейлой. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Лейла Мамедова: «Это был очень удачный союз, благодаря которому родители смогли реализоваться в своих профессиях. Они бесконечно уважали друг друга как творческие личности. Насколько папа ценил работу мамы, можно понять хотя бы по тому, какой памятник он создал для ее любимого учителя Ксении Эрдели на Новодевичьем кладбище. А спустя годы – и для самой мамы. По-моему, эти работы – самое настоящее признание в любви: обе они воспевают арфу. Мама и арфа были единым целым. Звуки этого инструмента были первым, что я услышала в своей жизни. У нас дома стояла арфа, которую папа заказал для мамы на ленинградской фабрике музыкальных инструментов, и по тому, как мама касалась струн, я сразу понимала, в каком она настроении.

Меня всегда восхищала в маме ее женственность. Она была редкой красавицей, могла одной улыбкой влюбить в себя любого с первого взгляда. И строжайшим образом следила за собой. Мы с братом никогда не видели ее растрепанной или неухоженной – она всегда выглядела так, что впору было снимать на обложку модного журнала. Какой ценой это удавалось при ее загруженности, ума не приложу, – она ведь еще успевала быть внимательной мамой и прекрасной хозяйкой, вкусно готовить…»

Вернувшись в Баку в 1949 году, Аида по предложению Кара Караева стала солисткой Государственного симфонического оркестра Азербайджанской ССР. В его составе она в течение 20 лет исполняла классический и современный репертуар, симфонические произведения азербайджанских композиторов и всегда бралась редактировать арфовые партии в этих партитурах. Кроме того, она создала квартет арф, который стал украшением многих камерных концертов.

Но, пожалуй, главное – Аида Абдуллаева целых 50 лет возглавляла класс арфы в Азербайджанской консерватории, выпустив за это время несколько десятков выдающихся арфисток. Некоторые из них сами стали преподавателями, другие сегодня выступают на самых престижных музыкальных площадках мира. Так в Азербайджане родилась собственная арфовая школа, родоначальником которой стала Аида Абдуллаева. За свои заслуги Аида была удостоена звания заслуженной артистки Азербайджанской ССР и получила ученое звание профессора.

«Так в Азербайджане появилась собственная арфовая школа, родоначальником которой стала Аида Абдуллаева»

Слева – Аида Абдуллаева и Ксения Эрдели, крайняя за арфой – Ольга Эрдели. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой
Фото: Из архива Лейлы Мамедовой

Лейла Мамедова: «Мама была человеком добрым и мудрым. Своих воспитанниц по арфовому классу она не только учила, но и по мере возможностей опекала в личном плане. Уверена, что каждой из них она в нужный момент помогла или дала верный совет. После смерти мамы все эти женщины поддерживают со мной связь и при каждом разговоре повторяют: «Мы бесконечно ей благодарны, она столько для нас сделала!» 13 апреля, в день маминого столетия, все они позвонили мне, и многие плакали. Память о маме живет».

Портрет Ксении Эрдели. Фото: Из архива Лейлы Мамедовой
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»