Дизайнеры Сара Алиева и Ульвия Махмудова: давай сделаем

Интересным город делают люди – люди, которые живут в нем нескучно. Иногда их камерные, личные истории вырастают в настоящие полноценные сюжеты. Возможно, вы видели на улицах Баку людей в свитшотах «#регион»? Значит, вы тоже попали в историю, которую однажды придумали Сара Алиева и Ульвия Махмудова, создательницы ателье Jan.

Фото: Ателье Jan

Впрочем, изначально эта история была совсем не про свитшоты. Она началась как разговор двух подружек за вечерним чаем (дело происходило в 2011 году): они говорили о том, как меняется родной город, о его стиле, и договорились до того, что нужно открыть в Баку ателье высокой моды. «Всё получилось очень спонтанно: в действительности мы придумали ателье Jan в течение пары часов», – говорит Ульвия. «Да, можно сказать, Ульвия и была зачинщицей этого проекта. Я помню, она говорила: «Давай! Давай сделаем!» – вспоминает Сара.

Первую коллекцию, основной темой которой были нарциссы, девушки создали для открытия журнала «Наргиз», главным редактором которого служит Ульвия Махмудова. Затем придумали вторую коллекцию, национальную: подробно изучали историю костюмов разных регионов Азербайджана, брали от каждого самые яркие акценты, интегрировали в современный костюм и показывали в актуальной интерпретации. В тот период пришлось поездить по стране – в коллекции было представлено девять регионов, и каждый образ снимали там, где появился исторический костюм.

Ульвия Махмудова. Фото: Ателье Jan

Сара и Ульвия придумали себе, как они выражаются, хобби («Просто мы обе любим моду и неплохо разбираемся в ней»), и оно за несколько лет превратилось в полноценную творческую работу. Может быть, потому что изначально это не был бизнес-проект с просчитанным планом получения прибыли, творческий дуэт ателье Jan неторопливо искал свой путь. Ателье обзавелось просторной светлой студией на улице Толстого, обставленной как парижская квартира в доме османской архитектуры. Стены студии украсили скетчами и эскизами, в штат подобрали лучших швей и вышивальщиц – и в то время, как в ателье происходит текущая работа, шьются на заказ вечерние и свадебные платья и происходят примерки, хозяйки занимаются творчеством. 

«Меня очень радует, когда традиционные костюмы появляются в повседневной жизни»

Сара Алиева. Фото: Алексей Пивоваров

«В детстве я жила возле крепости, мы часто там гуляли с бабушкой, и мне нравилось представлять, как люди жили раньше: каждый заброшенный дом оживал в моем воображении. Может быть, именно оттуда идет моя любовь ко всему национальному, – рассказывает Сара. – Последнюю коллекцию мы сделали с миниатюрами. В ней шарфы, платья, пиджаки, на шелковых шарфах – стихи Низами и Мехсети Гянджеви. Каждый платок выпущен серией по 20 штук. Продолжением этой коллекции стал мультимедийный социальный проект: разные женщины в этих шарфах читали четверостишия азербайджанских поэтов. Мы хотим и дальше продолжать тему, сделать вторую часть видеоинсталляций, а потом выставку».

И, предупреждая любые вопросы, Сара добавляет: «Меня часто спрашивают, зачем мы это делаем – в качестве рекламы или, может, пропаганды нашей поэзии. Я не могу точно ответить на вопрос, но мне кажется, что всё это просто красиво, хорошо сочетается одно с другим и на это приятно смотреть».

«Когда мы начинали, подобных ателье высокой моды в нашем городе почти не было, – говорит Ульвия. – Мы хотели создать местный бренд, и одной из задач было (и остается) выйти за пределы Азербайджана».

Национальная тема с самого начала стала своеобразной белой нитью, которой сметаны все до единой коллекции – или, лучше сказать, художественные проекты – ателье Jan. Для ковровой коллекции дизайнеры переносили на ткань элементы узоров карабахских ковров. Другую линейку сделали с рисунками Лейлы Алиевой – красные гранаты на предельно лаконичных, скульптурного кроя черно-белых платьях. Для детской коллекции был использован узор со старинного зеркала с арабской вязью, предоставленного директором Национального музея искусств Азербайджана, – этот приглушенный цветочный узор смотрится на девочковых платьях строго и роскошно: с одной стороны, словно отражение в зеркале времени. Рисунки, созданные дизайнерами или найденные ими в архивах и старинных книгах, переносят на шелк в Италии и Англии – по словам Сары Алиевой, подходящего оборудования, как ни искали, не смогли найти ни в Азербайджане, ни в Турции.

Фото: Ателье Jan

«Вы с самого начала делали ставку на принты и ткани?»

«Да, мне очень нравится с ними работать, – отвечает Сара. – Сегодня трудно удивить людей новыми линиями или фасонами, поэтому хочется показать, какая у нас богатая и красивая культура, насколько всё это в нас живо. К примеру, когда мы готовили ковровую коллекцию, понимали, что у абсолютно каждого человека в Азербайджане есть ассоциации, связанные с коврами, и они нас объединяют».

«Какова дальнейшая судьба ваших коллекционных вещей? Их можно купить, носить в повседневной жизни?»

«О да, вы знаете, меня очень радует, когда традиционные костюмы появляются в повседневной жизни, – продолжает она. – Например, в Тбилиси очень часто можно встретить молодых людей или девушек на вечеринках в одежде с элементами национального костюма. У нас в Баку такого нет, и я бы очень хотела ввести это в моду. В последнее время у нас, кстати, возродилась культура платков, келагаи начали использовать в повседневных образах. А ведь у нас очень красивые и юбки, и пиджаки, и кофты, и украшения! Мы сейчас думаем о том, чтобы запустить национальные костюмы как отдельную линию».

С регионами Азербайджана был связан и самый успешный пока проект ателье Jan. Настолько успешный, что, во-первых, он спровоцировал целую волну подделок, а во-вторых, когда в ателье решили его закончить, покупатели были возмущены и потребовали незамедлительного возобновления. Серия называется «#регион», и идея ее проста: на толстовках, подобно тому как на майках футболистов пишут номер и фамилию игрока, написаны номера и названия регионов: Баку, Шуша, Лянкяран, Гусары, Лерик, Ордубад… Затея эта «выстрелила», видимо, из-за совершенно особенного отношения азербайджанцев к своей национальной идентичности.

«У нас, азербайджанцев, есть выражение «Откуда ты?». Люди используют его почти всегда, когда знакомятся. Я, например, из Баку, но бабушка моя была из Шуши, я об этом всегда помню, – говорит Сара. – Свитера с названиями регионов стали страшно популярными. Я не могу передать, как приятно мне бывает видеть их на улицах. Был случай, когда я увидела в аэропорту со спины наш свитер и буквально бегом бежала, чтобы посмотреть, кто в нем идет. Оказался совершенно незнакомый человек».

Свитшоты с названиями регионов стали первым шагом ателье Jan на территорию массмаркета. И если Сара – очень требовательная в работе к себе и другим, любительница классического стиля, последовательница Живанши эпохи «Завтрака у Тиффани», – отвечает в ателье Jan за художественные проекты, граничащие с искусством, то Ульвия обычно инициирует проекты другого рода, более современные, часто с акцентом на благотворительность. Как, например, недавняя коллекция чокеров Olive for Jan или майки с фотографией от Мурада Османа, сборы от продаж которых были направлены в помощь матерям-одиночкам. Отвечая на вопрос о любимом предмете в истории ателье Jan, Сара вспоминает платье с павлинами, вышитыми белыми нитками и жемчугом (эту вышивку делали несколько месяцев), а Ульвия называет свитера с хэштегом «регион»: «Мне нравится эта коллекция, потому что она простая, но в ней есть идея. Я изначально была заинтересована не только в кутюр, но и в массмаркете. Я люблю создавать, вкладывать в работу свои идеи и сердце, но то же самое можно делать и в массмаркете, создавая то, что возможно будет купить многим. Сейчас, например, я хотела бы сделать серию маек с подписями знаменитых людей, художников – что-то простое, но, скажем так, с идеей».

Ателье стало платформой для двух непохожих друг на друга авторов. Творческой лабораторией, в которой отнюдь не всегда так спокойно, как сегодня. Более того, хозяйки даже предпочитают, чтобы здесь было неспокойно. Как говорит Сара, которую можно застать в ателье Jan гораздо чаще, чем Ульвию: «Любимый этап работы? Когда есть мероприятие, к которому нужно готовиться, когда приближается дедлайн и ты абсолютно мобилизуешься. Откуда-то берутся силы, появляется множество идей, напряженный рабочий процесс, ненормированный рабочий день с утра до ночи – не имеет значения, главное успеть».

В такие моменты свет в ателье на улице Толстого не гаснет до самого утра, и никогда не угадаешь, над чем именно трудятся в эту ночь в студии. Какой материал раскраивают? Какие модели закрепляют булавками на манекенах? Вышивают лилии на платьях или, быть может, закрепляют последние полудрагоценные камни на шелковых тюрбанах?

Фото: Алексей Пивоваров
Фото: Алексей Пивоваров
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»