Джамал Алиев: родом из детства

Уроженец Баку, виолончелист-виртуоз Джамал Алиев выступает с концертами по всему миру и входит в список 30 лучших музыкантов планеты в возрасте до 30 лет. Большое участие в его творческой судьбе принял Мстислав Ростропович, когда-то разглядевший в юноше талант.

Сначала была удача: Джамал Алиев родился в семье выдающихся музыкантов. Его отец – скрипач, мама – виолончелистка, оба окончили музыкальную школу Бюльбюля в Баку, а затем работали в Азербайджанском государственном камерном оркестре имени Кара Караева. Прадед со стороны отца, Хамза Алиев, – знаменитый тарист, основоположник игры на этом инструменте в Гяндже, где сегодня его именем названа школа, и в Шуше, там имя музыканта носит одна из улиц. В свое время Хамза Алиев учил Фикрета Амирова, Гамбара Гусейнли и Сулеймана Алескерова. Дед Джамала, Гара Алиев, – бывший концертмейстер оркестра имени Караева и, без преувеличения, великий педагог игры на виолончели. Даже из учеников с не самыми выдающимися данными он мог сделать прекрасных музыкантов, все его воспитанники стали лауреатами международных конкурсов. А старший брат Гары, Азад Алиев, – выдающийся скрипач, народный артист Азербайджана.

В 1993 году Гаре Алиеву и родителям Джамала предложили работать в симфоническом оркестре Билькентского университета в Анкаре. Они согласились: жизнь в Азербайджане в то время была тревожной. Джамал успел родиться в Баку, но через три месяца вся семья уже жила в Турции. Вообще-то тогда в Анкару переехали как минимум 20 бакинских музыкантов вместе с родственниками. Их поселили в университетском кампусе, где они зажили дружной колонией, можно сказать, коммуной, поскольку очень многое в их буднях и праздниках стало общим.

Профессия исполнителя – не самая легкая на свете, поэтому родители Джамала не планировали для сына такого будущего и не пытались специально приобщать его к музыке. Но уже года в два он заинтересовался ею сам, да так, что с будущей профессией мальчика все стало понятно. Когда к Гаре Алиеву приходили ученики, маленький Джамал, который свободно перемещался между квартирами родителей и деда, благо они жили на одном этаже, а двери никогда не запирались, занимал место в первом ряду и, взяв в руки две палки, имитировал игру на виолончели. У мальчика был абсолютный слух, и он схватывал мелодии на лету.

«Первым моим учителем стал дед. Он дал мне такую базу, которой позавидовал бы любой музыкант. Но дед был «шлифовщиком», а всей черновой работой – отработкой навыков, бесконечными повторениями – со мной занимался отец. Он до сих пор мой главный советчик в том, что касается профессии. Ну а мама, которая по натуре великий перфекционист, всесторонне меня развивала и учила усердно работать: если за что-то берешься, делай это хорошо».

Вообще-то необходимость усердно работать Джамалу требовалась нечасто, почти всё ему давалось на удивление легко. Подтверждая поговорку о том, что талантливый человек талантлив во всем, он быстро и хорошо научился рисовать и плавать (тренер предлагал подумать о профессиональной карьере), а позднее проявил способности к математике и языкам. Что касается музыки, то к шести годам, когда пришла пора сдавать вступительные экзамены в музыкальную школу при Билькентском университете, он уже играл небольшие пьесы на виолончели, то есть делал то, чего не умело абсолютное большинство ровесников. К сожалению, преподаватели тогда не сумели этого оценить, незадолго до поступления в школу Джамал, бегая во дворе, сломал правую руку. Однако он прошел другие тесты, и в школу его взяли.

Когда гипс сняли, Джамал принялся изучать довольно сложную для первого класса программу – хотел выступить на конкурсе. Но история повторилась: накануне важного события он вновь сломал ту же руку... Возможно, другой расценил бы это как предостережение: не стоит связывать жизнь с виолончелью! Но Джамал понял знаки судьбы иначе и стал заниматься с удвоенной энергией. В то время как другие дети по полгода разучивали небольшое произведение, он каждые три месяца давал в школе полуторачасовые концерты с новой программой. Гара Алиев считал, что подобные выступления подготовят Джамала к выходу на большую сцену – в такой перспективе никто уже не сомневался.

Когда Джамал закончил первую стадию обучения, надо было определяться, где и с кем заниматься дальше. Родители отвезли его в Москву, на прослушивание к заведующей кафедрой виолончели Московской консерватории Наталии Шаховской. Джамал ей очень понравился, она даже хотела заниматься с мальчиком сама. Но переезд оборачивался многочисленными трудностями для семьи Алиевых, самая серьезная заключалась в том, что кто-то из родителей должен был бросить работу, чтобы поехать в Россию вместе с сыном-подростком.

«Еще до встречи с Шаховской мама раздобыла контакт Мстислава Ростроповича – она давно мечтала показать ему меня. Думала, мы встретимся в Баку, куда Мстислав Леопольдович довольно часто приезжал, но он пригласил нас к себе в Париж. Все время до отъезда и пока мы добирались до Ростроповича, я был страшно напряжен. Что скажу мастеру? Как мне себя вести с ним? Не помню, чтобы когда-либо так сильно нервничал. Но Мстислав Леопольдович держался так, что, едва переступив порог его квартиры, я совершенно расслабился. Он общался со мной на равных и говорил вещи, от которых я чувствовал себя значимым музыкантом».

Прослушав Джамала, маэстро повернулся к его матери и сказал со значением: «Ну, вы сами понимаете…» А Джамалу предназначалась фраза, которая произвела на всю семью Алиевых неизгладимое впечатление: «Знаешь, до того как тебя прослушать, я был уверен, что лучше меня нет и не будет виолончелиста, но сейчас вот призадумался...» Джамал зарделся, мама расплакалась, а Ростропович быстро разрядил атмосферу, переведя разговор на другую тему – что Джамалу делать дальше.

Маэстро советовал отправить мальчика в Великобританию, в Школу Иегуди Менухина, что недалеко от Лондона. Там Джамал сможет получить блестящее музыкальное образование, начать карьеру, а до этого – научиться самостоятельности. Сразу же отправить сына в Англию родители не могли, ему было только 12 лет. Они обратились в школу Менухина через два года. Им ответили, что давно ждут мальчика, которого рекомендовал великий Ростропович. Более того, пребывание в школе обойдется Джамалу совершенно бесплатно – первый случай за последние 14 лет.

«Первым моим учителем стал дед. Он дал мне такую базу, которой позавидовал бы любой музыкант»

Что такое школа, основанная в 1963 году известным скрипачом и дирижером Иегуди Менухиным? Это прелестное место в графстве Суррей, напоминающее элитный санаторий: несколько двухэтажных вилл, расположенных среди деревьев. Добраться сюда от железнодорожной станции можно только на машине. Дети от восьми до 18 лет живут в одно- и двухместных комнатах, к каждому ученику приставлено по две гувернантки, работающие посменно. Воспитанников кормят полезной, здоровой едой, занимаются с ними спортом и всевозможными активностями плюс, кроме музыки, преподают обычные школьные предметы. Перед музыкантом, окончившим школу Менухина, двери в профессию широко открыты, тем более что в процессе обучения дети начинают давать концерты на серьезных площадках и получают первую известность. Например, Джамал, еще учась в школе, выступил вместе с оркестром BBC – одним из лучших в мире. Год пребывания в заведении стоит 48 тысяч фунтов стерлингов – сумма для семьи Алиевых неподъемная, так что решение администрации взять Джамала бесплатно стало для них огромным облегчением.

«В школе была очень удобная система: после каждых полутора месяцев обучения следовали каникулы длиной одна, а то и три недели. То есть каждые полтора месяца я возвращался в Анкару к родителям, и те не столь остро чувствовали нашу разлуку. К тому же мое поступление в школу Менухина совпало с рождением младшего брата.

Первое время было тяжело без родителей. Я звонил каждый день, иногда по нескольку раз в сутки, мы разговаривали часами. Я скучал даже по нашей еде, поэтому постоянно заказывал доставку кебабов из ближайшего турецкого кафе. Кстати, его владелец стал первым человеком, кто попросил у меня автограф. Потом звонки домой стали реже: жизнь в школе была невероятно насыщенной спортом и всевозможными событиями. Мы ездили с концертами то в Швейцарию, то во Францию. У меня появились друзья. Мне понравилась самостоятельность и свобода, хотя в школе она была относительной, но раньше у меня и такой не было».

Преподаватель, молодой профессор Томас Кэрол понял особенность своего ученика – его нельзя заставлять что-то делать, добиваться подчинения. Кэрол стал Джамалу другом и сыграл в его жизни большую роль. Так, не в последнюю очередь благодаря ему Джамал поступил в Royal College of Music (где ему также не пришлось платить за обучение): Томас преподавал и там.

Надо сказать, что Джамал начал участвовать в различных конкурсах исполнителей в девять лет: сначала взял премию на Международном юношеском конкурсе виолончелистов Trakya University, потом победил на престижном Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе и получил право дать концерт в знаменитом Assembly Hall. Затем выступал с концертами в сопровождении Президентского симфонического оркестра Турции, Билькентского симфонического оркестра, международного камерного оркестра Borusan, однажды дал сольный концерт в Китае с Пекинским симфоническим оркестром в Forbidden City Hall.

Так вот, поступив в Королевский музыкальный колледж, Джамал подавал заявки на все конкурсы, где можно получить призы, плюс к этому периодически выступал с концертами. Платили ему как студенту немного, но Джамалу хватало. Переселившись из общежития на съемную квартиру, он даже отказался от помощи семьи. Еще и на подарки родителям оставалось.

В том, что у избалованного, обожаемого всей семьей Джамала, которого с детства постоянно опекали, обнаружилась предпринимательская жилка, также заслуга Томаса Кэрола: именно он объяснил ученику коммерческие законы музыкального мира.

Как только стал понятен масштаб таланта Джамала, к нему потянулись прекрасные люди, предлагавшие гостеприимство и поддержку.

«В Великобритании у меня много поклонников, и одни из самых верных – пожилая супружеская пара Коко и Авраам. Это очень достойные и добрые люди. Несколько лет назад они сделали мне роскошный подарок – предложили выбрать у одного из всемирно известных коллекционеров музыкальных инструментов виолончель, которая мне понравится. Я перепробовал все, играл на Гварнери, Амати и Страдивари, но тогда меня покорил «голос» инструмента, который создал в 1756 году итальянский мастер Джованни Баттиста Габриэлли. Коко с Авраамом купили ее для меня вместе со смычком за 100 тысяч фунтов».

Этот инструмент служил Джамалу несколько лет, пока он не почувствовал, что перерос своего Габриэлли. Дело в том, что во время выступлений с симфоническим оркестром звук даже выдающейся виолончели порой заглушают другие «участники». Чтобы этого не происходило, нужен экземпляр с выдающимся «голосом». Именно такой подарили Джамалу поклонники из Турции – виолончель Гварнери дель Джезу. Габриэлли же вернулась в семью Коко и Авраама, и они готовы передать инструмент тому из молодых музыкантов, кого назовет Джамал.

С 2017 года Джамал Алиев – солист известного английского агентства Young Classical Artist Trust, под эгидой которого проходили все его концерты. А в 2019-м подписал контракт со знаменитым американским агентством Concert Artists Guild.

В период пандемии, когда отменили все концерты, Джамал, сидя на карантине, решился на эксперимент и стал записывать для соцсетей короткие музыкальные видеоролики. Незаметно для себя увлекся и теперь настолько занят съемками клипов, что иногда даже отменяет концерты. Сейчас он исполняет не только классику, но и популярные мелодии: считает, что должен попробовать себя и в этом.

separator-icon
Фото: Эдже Дагыстан
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»