Дмитрий Крылов: на полях непутевых заметок

В телепередаче «Непутевые заметки» на «Первом канале» не так давно вышел цикл о Баку. Знаменитый телеведущий Дмитрий Крылов рассказал нам о том, как бакинские «заметки» появились на свет и что осталось за кадром. 

Иллюстрация: Артем Костюкевич

Обычно мои поездки в разные страны и города случаются довольно спонтанно, так что просто не остается времени читать путеводители и разговаривать со знающими людьми. За исключением редких случаев я отправляюсь в путь без подготовки, а на месте, как тот чукча из анекдота, «пою» о том, что вижу. Иногда я готов рассказать больше того, что попадает в передачу, но материал просто не укладывается в 15 минут. Так вышло и с циклом о Баку: кое-что за кадром все же осталось.

Из команды «Непутевых заметок» сюда приезжали оператор с корреспондентом, но их интересовал не столько город, сколько достопримечательности за его пределами. Они хорошо поездили по Азербайджану и собрали интересный материал о Гобустане, Нафталане, Гяндже, о мастерах чеканки из Лагича и об одном из древнейших кавказских народов – удинах, живущих в селе недалеко от Шеки. Ну и о самом Шеки, разумеется.

Сам я, за всю жизнь ни разу в Баку не попавший, в последние три года съездил туда дважды. Первый раз – 10 мая 2012 года, когда в день 89-й годовщины со дня рождения Гейдара Алиева прошло торжественное открытие культурного центра его имени. Потрясающее здание похоже на гигантский космический корабль, приземлившийся на лужайке. Автор проекта – знаменитая Заха Хадид, британский архитектор арабского происхождения, и считается, что бакинский культурный центр – лучший ее проект.

Второй раз я попал в Баку нынешним летом, в конце июня, на церемонию закрытия Европейских игр. Надо сказать, что оба раза меня приглашали не для съемок передачи, а просто в гости. Но поскольку мне неинтересно путешествовать просто так, я взял камеру и пошел снимать.

Каждый человек отправляется в новое место с багажом стереотипов: он готов к встрече с определенными вещами и явлениями и очень удивляется, когда его ожидания не оправдываются. Так и я ехал в Баку, думая, что увижу милую провинциальность и здания в позднесоветском стиле. А Баку оказался совершенно другим. Справедливости ради надо сказать, что на окраинах я не был и могу судить только о центральной части города, но она поразила меня роскошью, размахом, современностью, сочетанием стилей и времен. Думаю, такое же ощущение возникает у всех, кто впервые приехал в Баку или давно там не был. Особенно впечатлили лондонские кэбы, которые используются как такси, и облицованные мрамором подземные переходы, такие красивые, что напоминают холлы пятизвездочных гостиниц. Конечно, я не ожидал всего этого увидеть и был поражен.

Я бы не сравнивал Баку с другими городами, потому что он абсолютно самодостаточен; у него свое очень выразительное лицо. Но все же, как большинству людей, мне пришла на ум параллель с Дубаем и Абу-Даби: в Баку такие же идеальные дороги, красивая подсветка зданий, небоскребы и безупречная чистота на улицах. В старом городе, где много особняков позапрошлого века, я нашел даже кусочек своей любимой Барселоны.

Одновременно город напомнил мне Ниццу и Тель-Авив. Первую – потому что в Баку, как и на Французской Ривьере, чувствуешь себя в полной безопасности. Знаете, у городов очень разный характер. Есть те, в которые влюбляешься с первого взгляда, там приятно, туда тянет. А в других местах в воздухе постоянно витает не то чтобы опасность, но напряженность – не расслабишься. В Баку можно гулять по бульвару в состоянии полной безмятежности, начисто забыв о тревоге. И довольные лица прохожих свидетельствуют, что им тоже очень хорошо.

Сравнение с Тель-Авивом тоже неслучайно: у него с Баку общий южный темперамент, всеобщее оживление по вечерам, многолюдная тусовка в районе набережной. Даже рельеф этих двух городов чем-то схож.

«В Баку можно гулять по бульвару в состоянии полной безмятежности, начисто забыв о тревоге»

Иллюстрация: Артем Костюкевич

Что в Баку прошло практически мимо меня, так это тема еды. Не потому, что нас не угощали: сами понимаете, что избежать этого невозможно. Просто я не гурман и плохой знаток кухонь. Да, я отдаю некоторым предпочтение – например, японской, итальянской и кавказской, конечно. Какие-то блюда совсем не мои: например, индийские совсем не понимаю. Но на гастрономии я в своей передаче внимания не заостряю: во-первых, экономлю место для других интересных вещей, а во-вторых, сегодня на телевидении столько кулинарных программ, что если и я буду рассказывать про кухню, это явный перебор.

Мне очень везло с гидами. Никогда не забуду прогулку по городу со знатоком передачи «Что? Где? Когда?» и уроженцем Баку Ровшаном Аскеровым, который тоже приезжал на открытие культурного Центра имени Гейдара Алиева. Благодаря другим гидам я узнал интереснейшие истории, подобные, например, той, что случилась с поэтом Алиагой Вахидом (его бюст установлен в Ичери шехер). Во время сталинских чисток жизнь поэту спас… «алкоголь». Стихи Вахида вызывали много вопросов у органов, но его не тронули, потому что считалось, что он пишет подшофе, – а что взять с пьяницы?!

Обычно благодаря гидам у меня остается богатейший материал для передачи. Но, работая над выпуском, я все равно заглядываю в информационные источники, ищу интересные факты и в конечном итоге выдаю с экрана нечто свое. Порой это не совсем совпадает с тем, что рассказывали местные. Возможно, с чьей-то точки зрения все было совсем не так. Возможно, зрители ожидают увидеть и услышать нечто другое. Например, я редко рассказываю о главных достопримечательностях: о них и так везде написано. А я вместо известных туристических маршрутов лучше опишу что-то личное. В этом идея моей очень авторской передачи: я создаю исключительно свой образ места. Вот так я увидел город и рассказываю вам о собственных впечатлениях. А в вашем восприятии все может быть по-другому, у вас будет свой Баку.

Цель «Непутевых заметок» – передать зрителям настроение места, заинтриговать их, вызвать желание поехать в другую страну. И, судя по всему, мой взгляд на Баку заинтересовал зрителей. Во всяком случае, после бакинского цикла мне позвонили несколько друзей, чтобы узнать подробности: хотят провести отпуск в Азербайджане.

Я и сам очень хочу вернуться в эту теплую страну. И повод есть: сделать передачу о горнолыжном Азербайджане. В середине зимы – самый разгар «катального» сезона на Шахдаге, так что поеду снимать этот курорт, один из самых интересных в мире. Есть, правда, один нюанс, хорошо знакомый телевизионщикам: почти все страны хорошо снимать весной, когда свежая зелень и много цветов. Зимой же все монохромное, черно-белое, только под Рождество Европа расцвечивается яркими красками. Но, думаю, Шахдаг и его пейзажи будут очень красивы, даже несмотря на обилие белого, и наверняка подарят трогательные, забавные и интересные истории – пусть и не совсем путевые. 

Иллюстрация: Артем Костюкевич
Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»