Исфар Сарабский: «Людям надо вспомнить некоторые вещи»

Исфар Сарабский – джазовый композитор и пианист, вырос в музыкальной семье. Его прадедом был знаменитый актер и оперный певец Гусейнкули Сарабский, один из основоположников восточной оперы. В 21 год Исфар стал заслуженным артистом Азербайджанской Республики и лауреатом Государственной премии Zirva. Вскоре вместе с музыкантами Александром Машиным и Макаром Новиковым создал «Трио Исфара Сарабского», с которым гастролирует по всему миру. Исфар стал первым джазовым музыкантом из Азербайджана, подписавшим контракт с крупнейшей студией звукозаписи Warner Music Group. В 2021 году Исфар выпустил вместе с этим концерном свой первый альбом.

Фото: Peter Hönnemann

БАКУ: Когда вы в последний раз чувствовали себя счастливым?

ИСФАР САРАБСКИЙ: Недавно я давал большой концерт в швейцарском Монтрё. Этот город приносит мне удачу: в 2009-м я занял там первое место на конкурсе пианистов, который проходил в рамках 43-го Джазового фестиваля, а в этом году вместе со своим трио представил новый альбом «Планета». Случайных людей среди публики почти не было, многие зрители знали меня и мою музыку, ждали выхода «Планеты» и после выступления покупали альбом. Словом, приняли нас прекрасно, атмосфера на концерте была потрясающая. Кроме того, мы устроили большой воркшоп, посвященный азербайджанской музыке, джазовой и не только. Да, в эти дни я чувствовал себя по-настоящему счастливым.

БАКУ: Какое недавнее личное событие вас так взволновало, что захотелось немедленно рассказать о нем в соцсетях, и почему?

И.С.: Вообще-то я не любитель рассказывать о себе в соцсетях. Все, что касается моего внутреннего мира и творческих процессов, обычно держу в себе: мне так легче и удобнее жить. Но в Монтрё, кроме нашего выступления, произошло еще кое-что – и это стало для меня огромным вдохновляющим событием.

На следующий день после моего концерта выступал артист, которым я восхищаюсь и к чьему мнению всегда прислушиваюсь: Фред Хёрш, американский джазовый пианист и педагог, обладатель множества высоких наград и девяти номинаций на премию «Грэмми». Этот человек выучил нескольких джазистов с мировыми именами. Разумеется, я пошел на его концерт, и там нас познакомили общие друзья. Мы с Фредом пообщались, в том числе о его преподавательской деятельности, и в конце концов договорились о том, что он даст мне несколько частных уроков. Это огромная удача: занятия с Хёршем дадут мне большой толчок для развития.

БАКУ: Что сейчас самое главное в вашей жизни?

И.С.: Контакт со зрителями, ощущение того, что мы находимся на одной волне. Специально «включить» такое единство невозможно – эта химия возникает по законам, неподвластным логике. Поэтому один концерт никогда не будет похож на другой, у каждого своя палитра эмоций. Но когда возникает тот самый контакт, я вижу, что могу дать зрителям дорогие для них эмоции, которые сделают их лучше. И конечно, мне всегда важен предстоящий концерт или тур. Когда я готовлюсь к очередному туру, это становится самым главным в жизни.

«Уметь сосредоточиться на своей цели и довести дело до конца – самый верный способ улучшить свою жизнь раз и навсегда»

Исфар Сарабский и израильский джазовый пианист Омер Кляйн. 2021. Фото: Felix Zimmerman

БАКУ: Чему нужно как можно скорее научиться всем людям?

И.С.: Людям надо не научиться, а скорее вспомнить некоторые вещи. Например, как важно полностью погружаться во что-то – в работу, в творчество, в общение. Мы слишком много времени тратим на «быстрые моменты». Мы не можем просто стоять и изучать картину в музее или полностью находиться «здесь и сейчас», участвуя в экскурсии: постоянно что-то фоткаем, селфимся, стримим, постим. Даже поговорить со старым приятелем не можем спокойно: привет – пока. У каждого бывают в жизни моменты, когда общение требуется больше всего на свете, а мы даже этого не можем дать друг другу и себе.

Нам трудно остановиться и разобраться в своих чувствах, понять свое отношение к другому человеку или ситуации, погрузиться в серьезные размышления. Мы все делаем автоматически, начиная с бытовых забот и заканчивая принятием жизненно важных решений. Выходя на сцену, я пытаюсь пробудить у зрителей, да и у себя заодно искренние сильные чувства, чтобы это тепло осталось надолго.

БАКУ: Что вас больше всего порадовало или огорчило в общественной жизни за последнее время?

И.С.: Огорчило осознание того, насколько часто люди забывают о богатствах и возможностях, которые им дает наша планета, практически ничего не получая взамен. Если бы эгоизма и потребительского отношения к Земле у нас было меньше, а ответственности за свои поступки больше, то у всех было бы гораздо меньше проблем.

БАКУ: Самый верный способ улучшить свою жизнь прямо сейчас – это…

И.С.: Проснуться не слишком поздно, хорошо, с удовольствием позавтракать, сесть за инструмент – и чтобы никто не отвлекал от работы несколько часов. Вообще, уметь сосредоточиться на своей цели и довести дело до конца, на мой взгляд, лучший способ улучшить свою жизнь раз и навсегда.

БАКУ: А что останавливает вас на пути к цели?

И.С.: Перфекционизм. Обычно я много раздумываю над своей музыкой. Я часто переписываю ее, добавляя элементы, которые, на мой взгляд, сделают произведение совершенным. Это мучительно. И хотя результат мне, как правило, нравится, я считаю, что работать надо без надрыва, добавлять в музыку больше сердца, спонтанности, наивности. Мелодия не должна создаваться только тяжелой работой ума. Иногда надо сделать легко, на одном дыхании, быстро перевернуть страницу – и двигаться дальше.

Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»