В картинах Милены Набиевой есть обаяние и детская радость. Эти эфемерные качества нельзя «включить» или «выключить» по желанию, будь ты хоть трижды профессионал. История художницы – о неожиданном обретении утерянного и о том, как оно может изменить жизнь.
Раз увидев эти работы, вы будете их узнавать, где бы ни встретили. Потому что они… искренние? простодушные? теплые? радующие сердце знакомым национальным колоритом? Конечно, ни один путь художника не похож на другой, но история Милены Набиевой стоит особняком среди историй ее академических коллег. Сама Милена сравнивает себя с целеустремленной рыбкой, выплывшей из тихой заводи в большой океан и нашедшей признание и некоторую известность среди народных и заслуженных художников.
Ее художественный бэкграунд – кружок рисования в Доме пионеров, куда девочку отдали родители, видя, как она последовательно, начиная с последней страницы, разрисовывает учебники и тетради. Родители работали, на занятия в кружок водила бабушка. Бабушка заболела, и водить стало некому. Вот, в общем-то, и всё.
«Я рано познакомилась с будущим мужем и вышла замуж, родила двоих детей. Мы жили в Турции, семья мужа хотела, чтобы я целиком посвящала себя дому, семье, и у меня не получалось заняться образованием, – говорит Милена. – Но спустя годы я все же пришла к тому, с чего начинала: к искусству, к рисованию. Когда дети подросли и мы вернулись в Баку, судьба свела меня с прекрасным человеком, преподавателем живописи в Академии художеств, художником Субханом Мамедовым».
Всё началось с разговора. «Чем ты занимаешься в жизни?» – спросил Субхан. Милена рассказала о благотворительном проекте: она собирала деньги, спасала детей, страдающих пороком сердца. Тем, что такая деятельность требовала постоянного напряжения всех душевных сил, Милена искренне поделилась со своим новым знакомым.
Выслушав ее, художник вдруг спросил: «А рисовать ты любишь?» Милена ответила, что когда-то любила, но со времен кружка в Доме пионеров не пробовала. Субхан Мамедов дал ей кисть и холст и предложил, чтобы успокоиться, заняться творчеством, изобразить на холсте первое, что придет в голову: «Не ставь перед собой никакой цели, просто возьми и нарисуй».
«И мне вдруг захотелось нарисовать ковер, – вспоминает Милена. – Не лес, не море, не платье, а ковер. Сама не понимаю, почему он всплыл из моего подсознания».
К целям Милена Набиева относилась серьезно. Сколько себя помнит, всегда так жила – ставила перед собой цель и шла к ней: создать семью, вырастить детей, дать им хорошее образование, построить дом, помочь конкретным людям через благотворительные проекты… «У меня такой характер – я очень напористая и уверенная в своих решениях. И я позитивный человек. Даже если все меня отговаривают, убеждают, что ничего не получится, говорю: все равно попытаюсь. Я никогда не боялась пробовать».
В 2019 году, уже после того как Милена вновь начала заниматься живописью с преподавателем, ей пришла в голову идея благотворительной выставки: что если попросить у народных и заслуженных художников Азербайджана по картине и вырученные от продажи средства перевести нуждающимся детям? Друзья, с которыми она поделилась мыслью, конечно, отговаривали: ну какой известный художник отдаст свою картину просто так?
Первым, к кому она обратилась, был Таир Салахов. Он горячо поддержал идею. Его имя, как волшебный ключ, открыло Милене дорогу: дальше она звонила самым известным мастерам – и все соглашались принять участие. Выставка в Музее современного искусства прошла отлично, именитые художники собрались на открытие, пришел даже тогдашний ректор Академии художеств Азербайджана Омар Эльдаров. Собранные деньги помогли спасти жизнь Нармине Кичибековой, боровшейся с Т-клеточной лимфомой молочной железы.
На той первой выставке среди работ мэтров была представлена и картина Милены Набиевой.
…За первым нарисованным ковром последовали второй, третий, затем внутри написанных маслом тонких восточных орнаментов появились фрукты: гранаты, лимоны, хурма. Педагог говорил Милене, что она очень хорошо чувствует тон, отлично сочетает цвета, а еще что у нее колоссальное терпение, которое позволяет выписывать мельчайшие повторяющиеся детали. «Из тебя получится декоративный художник», – хвалил он, имея в виду, что ее работы украсят любой интерьер, создав цветовые акценты. Вот только…
«Я буквально живу своей работой – она меня вдохновляет, успокаивает. Это мой мир, в который я ухожу от всех проблем и забот»
«Мне стало скучно рисовать просто узоры и фрукты. Я решила, что буду совмещать в своих работах декоративно-прикладное начало и живопись, используя нарисованные орнаменты в качестве рамки для картин. Но когда я показала такую работу педагогу, он сказал мне: ты что, так не делается, художник должен держать одно направление, нельзя мешать одно с другим! Если дословно, он сказал «рыбу с мясом не мешают». А я ответила: знаешь, я всё же рискну и смешаю. Посмотрим, что из этого выйдет».
Так внутри нарисованных рамок, отсылающих к азербайджанской национальной культуре, стали появляться не только фрукты и цветы, но и нефтяные вышки, и средневековый Худаферинский мост, и осеннее утро в Кяльбаджаре – всё, что кажется красивым лично Милене Наби-евой. Ее глаз видит узоры везде, даже в травинках, которые, пробиваясь сквозь бетонную плитку в больничном дворе, складываются в арабское слово «Аллах». Именно благодаря необычному художественному языку люди быстро стали узна-вать работы Милены. Она даже придумала название своему стилю – «минаби», производное от имени и фамилии.
«Не думаю, что в моих картинах есть глубокое философское послание. Мне просто хочется поделиться красотой, которую вижу вокруг. Я люблю красоту в доме, в одежде, на отдыхе. Во всем ищу ее, мои глаза как будто не видят плохого – наверное, характер такой. Я беру холст, начинаю наносить узоры, оставляя середину пустой. А когда узоры готовы, как будто со стороны смотрю на то, как они сплетаются, на сочетания цветов и думаю: что просится в центр? Когда заканчиваю работу, кладу ее на пол и могу часами смотреть на нее. Как будто мы глядим друг на друга и обмениваемся энергией. Мне трудно расставаться с картинами, но знаю: их, так же как детей, нужно отпускать в большую жизнь, чтобы их любили, ими вдохновлялись».
В лучших традициях декоративно-прикладного искусства свои первые работы Милена украшала кристаллами Swarovski – они тоже способствовали узнаваемости. Но после второй выставки зрение художницы сильно упало, пришлось делать операцию, а дальше доктор строго-настрого запретил, во-первых, работать с бликующими стразами, а во-вторых, писать мелкие узоры.
«Но я не смогла, – признается Милена. – Теперь я уже буквально живу своей работой – она меня вдохновляет, успокаивает. Это мой мир, в который я ухожу от всех проблем и забот, от негатива. Я вновь обретаю эту детскую радость, близкую к счастью, в момент, когда смешиваю краски. Как же можно от этого отказаться?»
В качестве компромисса отказаться пришлось от кристаллов – но не от украшательства. На последней, уже шестой по счету персональной выставке Милены Набиевой «Мелодия огня», прошедшей весной в отеле Fairmont Baku, художница представила новую технику с использованием золотой фольги. Когда вечерами включалась подсветка Огненных башен, небо на картинах вторило ей – светилось, переливалось багряно-золотым пламенем. «Многие люди говорили: как здорово ты придумала перекличку больших огней с нарисованными! На самом деле эти работы были готовы задолго до того, как появилась идея выставки. У Бога всегда свои планы», – разводит руками Милена.
Она сердцем чувствует, когда эти планы совпадают с ее целями. Но, как полагается, вслух об этом не говорит – и так уже столько подарков от мироздания, можно ли желать большего? Недавно она стала представителем ЮНЕСКО и заместителем председателя Общества охраны природы Азербайджана, семь ее работ выставлялись в одной из галерей Лувра, а ее главный проект – благотворительный фонд «Надежда на жизнь» (Həyata Ümid) – продолжает расти и помогать людям.
При всем этом Милена вполне допускает, что однажды в ее жизни появится новая сфера деятельности, помимо живописи, общественных дел и благотворительности. И в ней откроются новые, захватывающие дух возможности.