Нияз Наджафов: городская магия

Нияза Наджафова можно назвать художником-диагностом. Он точно выявляет мутации, происходящие с жителями больших городов. Художник по преимуществу работает в жанре станковой живописи, но не так давно сделал для Баку городскую скульптуру в жанре паблик-арт. Скульптура называется «Кирщики».

Городской организм нуждается в постоянной подпитке. Урбанисты озабочены тем, чтобы вовлекать местных жителей в осмысленное переустройство жизни. Паблик-арт возник, когда художники почувствовали себя частью городского творческого процесса. Выставленные на улицах произведения искусства формируют городскую среду, вступают с ней в диалог и провоцируют к соавторству.

Фестивали паблик-арта – новое для Баку явление. Все началось с ежегодной традиции раскрашивать Девичью башню: у подножия знаменитой Гыз галасы устанавливали ее уменьшенные макеты и приглашали художников и горожан к творчеству. Позже фонд YARAT провел фестиваль 012 Baku Public Art. 012 – телефонный код Баку: ожидалось, что художники не просто установят свои произведения в городских парках и на улицах, но и увяжут сюжеты с бакинской историей и мифологией. Несколько объектов так понравились горожанам, что после завершения фестиваля их решили сохранить.

В двух шагах от Девичьей башни за углом небольшого антикварного магазинчика притаилась компания железных человечков. Постороннему взгляду они заметны не сразу: нужно свернуть в узкий переулок и повертеть головой. Сделанная из гнутого железа металлическая фигурка что-то сосредоточенно размешивает в большом котле. Другой персонаж поднимает над головой ведро, наполненное черным. Третьего человечка заметить труднее всего: он примостился на высокой каменной ограде, периметр которой уставлен ржавыми ведерками. Скульптура называется «Кирщики», ее автор Нияз Наджафов.

«Я вырос – и стал ностальгировать по нефтяному запаху горячего кира и этим людям»

«Я никогда прежде не работал с городскими объектами. Вообще не делал объемных инсталляций – это занятие не для живописца, – рассказывает Нияз. – А тут пригласили участвовать в фестивале, и я согласился, потому что мгновенно придумал интересную для себя тему. Мелкая городская скульптура должна быть очень точно встроена в окружающую среду. Я выбрал правильное место, но в расчетах был не слишком точен».

«Кирщики» посвящены исчезнувшему ремеслу: представители этой профессии варили в черном кубе кир – специальный раствор из загустевшей нефти и глины. В этом действии Нияз усматривает своеобразное шаманство: благодаря такому вареву теплилась жизнь в старых кварталах Баку.

«В детстве я жил в доме, крышу которого ежегодно покрывали киром. От него неприятно пахло, в сезон дождей он протекал, а в жару плавился. Короче, были от него, казалось, одни неудобства. Люди, которые варили кир и покрывали им крыши, звались кирщиками. Мы, дети, этот кир жевали вместо жвачки и ходили потом с черными зубами как чудища. Со временем профессия кирщика практически исчезла за ненадобностью, я вырос – и стал ностальгировать по нефтяному запаху горячего кира и этим людям. Старый Баку в моем сознании связан с их ведерками, наполненными вязкой черной жидкостью. Была в их ремесле какая-то магия, связывавшая город с тайной нашей абшеронской земли».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»