Омар Эльдаров: Натаван, принцесса Карабаха
Фото: Владимир Васильчиков

Омар Эльдаров – наиболее титулованный азербайджанский скульптор, автор самых известных бакинских скульптур, ректор государственной Академии художеств. Его работы отмечены десятками премий и наград, о нем написаны сотни статей. Но, как часто случается с людьми знаменитыми, проделавшими в искусстве долгий путь, ни один из формально принятых терминов не способен вместить весь объем прожитого и сделанного мастером.

Эльдарова принято ассоциировать с реалистической традицией, но никаким реализмом не объяснить тот глубоко интимный и одновременно очень аналитический подход к каждой работе, который ему присущ. Почти импрессионистическая работа со светом, умение создать поэтичный образ, не пренебрегая портретным сходством, глубоко отрефлексированная классическая итальянская традиция, отрицание монументальной статики, умение ловко жонглировать деталями и объемами и при этом удивительные дружелюбие и открытость – все это Омар Эльдаров. В свои 92 года художник подвижен, ироничен и очень активен. На момент подготовки этого материала скульптор налаживал дистанционное обучение во вверенной ему Академии художеств.

Памятник Натаван Хуршидбану, 1960. Фото: Адыль Юсифов

«В 1960 году я начал работать над памятником азербайджанской поэтессе Натаван. Мне было 33 года, тогда это считалось зрелым возрастом (сейчас я понимаю, что это смешно). Меня всегда волновала судьба Натаван. Два брака, семеро детей, яркая общественная жизнь – нетривиальная биография для восточной женщины XIX века. В архиве Музея азербайджанской литературы я нашел два ее снимка, на обоих она запечатлена сидя. Меня поразил ее взгляд на более позднем фото: печальный, глубокий, устремленный поверх человеческой суеты. Из этого взгляда родился образ женщины – сильной, свободной и красивой.

Памятник должен был встать в очень проходном месте – там, где сливаются две пешеходные улицы на пути к Приморскому бульвару. Это было очень необычно для советского времени и выглядело почти по-итальянски: фигура не просто маркирует площадь, а естественно встроена в городское пространство, пройти мимо невозможно. Отдельным вызовом стала работа со светом: лицо Натаван обращено к северу, а значит, только утреннее солнце освещает ее профиль, все остальное время фигура предстает в контровом свете. Это большой риск для скульптора, и чтобы оправдать его, я должен был создать очень активный живой силуэт. Поэтесса сидит, опершись левой рукой на спинку кресла, голова, покрытая платком, немного опущена, и кисть руки оказывается на уровне лица. С одной стороны, это очень интимная поза (в нашей монументальной традиции вообще не принято было изображать человека сидящим), и одновременно в ней чувствуется напряжение. Все вместе – несимметричная посадка, профильное освещение, почти барочные драпировки одежды – выглядело дерзко и революционно».

Рекомендуем также прочитать
Подпишитесь на нашу рассылку

Первыми получайте свежие статьи от Журнала «Баку»